Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №1/2007

Газета "География" шагает по стране


Что молодой житель России
должен знать об ОРЕНБУРГЕ

Минимум географической образованности

Голубая волнистая полоса, разделяющая золотой герб надвое, символизирует реку Урал — границу Европы и Азии

Голубая волнистая полоса,
разделяющая золотой герб надвое,
символизирует реку Урал —
границу Европы и Азии

1. Оренбург — степной город.

Лесные ленты тянутся лишь вдоль долин больших рек — Урала и Сакмары, при слиянии которых и стоит город. Дальше — обширные безлесные черноземные пространства. Равнинная степь распахана. С высоты — вид типичных зерновых районов: мозаика геометрически правильных пашенных контуров.

Черноземы в оренбургской сухости — далеко не такие тучные, как, например, на Украине; слой гумуса тоньше. Отсюда и острота проблем: ветровая эрозия, быстрое истощение пахотных земель.

2. Оренбург стоит близ южной оконечности Уральского хребта:

на острие Урала, жирной точкой уральского восклицательного знака.

Стоит только немного отъехать по равнине от города, и рельеф заставляет вспомнить, что Уральский хребет  совсем недалеко. Горы, пусть и невысокие, изобилуют в окрестностях. В них — убежища нераспаханной степи.

Город у естественного южного объезда Урала — буквально не обходим. Шел ли войной Пугачев, ехал ли в экспедицию Пушкин, гнали ли в солдатчину Шевченко — все оказывались в Оренбурге, все побывали тут.

3. Оренбург — на границе частей света.

Граница с Азией проходит по р. Урал. Таких «трансрегиональных» городов на свете немного: Стамбул, Гурьев (Атырау), Магнитогорск... В последние годы прелесть такого положения осознал Екатеринбург и стал, мухлюя, подтаскивать границу под себя.

4. Оренбург был первой столицей Казахстана.

В 1920–1925 гг. центральные органы управления и просвещения для кочевниковказахов (их тогда называли киргизами) были в Оренбурге.

Оренбург сыграл большую роль и в развитии башкир и татар. Здесь работал герой, коммунист, поэт — татарин Муса Джалиль.

5. Оренбург основывался трижды,

пока не «нашел» своего настоящего места на поверхности планеты.

И.И. Неплюева считают основателем города, хотя неплюевский Оренбург поставлен там, где уже ранее стояла Бердская крепость, основанная И.К. Кириловым

И.И. Неплюева считают основателем города, хотя неплюевский Оренбург поставлен там, где уже ранее стояла Бердская крепость, основанная И.К. Кириловым

И.И. Неплюева считают основателем города,
хотя неплюевский Оренбург поставлен там,
где уже ранее стояла Бердская крепость,
основанная И.К. Кириловым

1-й Оренбург в 1735 г. поставил И.К. Кирилов у впадения в Урал реки Орь (отсюда и название: Оренбург — Орский город), там, где сейчас Орск. Потом В.Н. Татищев попытался перенести слишком оторванный от России Оренбург поближе и начал строить 2-й Оренбург в 150 км западнее. В 1742 г. новый начальник И.И. Неплюев решил избрать для центра края нынешнее место. Так «ГороднаОри» прижился при слиянии Сакмары и Урала.

6. В середине ХХ в. Оренбург назывался Чкалов,

хотя В.И. Чкалов никогда не бывал здесь. Вот в чём топонимический казус: Чкалов в 1923—1924 гг. учился в Серпуховской школе воздушного боя, а она в 1927 г. была переведена в Оренбург. Когда Чкалов стал всенародно славен, честь быть местопребыванием школы Чкалова оказалась у Оренбурга. Памятник В.И. Чкалову над Уралом — самый известный зрительный образ города, оренбургские «медный всадник» и «эйфелева башня».

Чкалов в Оренбурге не учился, зато учился (и получил диплом с отличием) Ю.А. Гагарин.

7. Оренбург — организационный центр важного газодобывающего района.

Оренбуржье держит 2—3-е место в стране по добыче газа: это уровень почти целой Австралии или Мексики. Здесь вотчина «Газпрома» (основатель корпорации и самый известный газпромовец В.С. Черномырдин — родом из Оренбургской обл.).

В нескольких километрах от города — гигантские газоперерабатывающий и гелиевый заводы. Так как запасы газа Оренбуржья понемногу исчерпываются, газзавод переходит на переработку «соседнего», казахстанского газа.

8. В городе сохранилась ценная традиционная застройка, ценности которой большинство оренбуржцев, однако, не понимают. На частные одноэтажные, в три окошечка дома смотрят как на «пережиток» и с их тотальным сносом связ ывают мечты о будущем. Между тем именно ансамбли старых домиков, со ставнями, наличниками, резными воротами, создают дружественный интерфейс города (а прелесть Оренбурга в том, что линии традиционной застройки еще сохраняются на центральных проспектах). Нужно лишь реконструировать помещения внутри, бережно сохраняя фасады. Это потребует тщания и больше денег, но будущие поколения это оценят.