Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №2/2007

Профессиональное сообщество


Межрегиональная ассоциация учителей географии России
Управление общего и профессионального образования города-курорта Анапа

ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА и ГЕОГРАФИЯ.
Круглый стол

Десятая научнопрактическая конференция «Актуальные проблемы географического образования в России».
В рамках конференции 31 октября состоялся круглый стол «Место и роль географии в профильной школе».

Работа проводилась на базе школы № 6 города-курорта Анапы.
Заседанием руководил профессор В.Д. Сухоруков (Санкт-Петербург).

 

Татьяна Юрьевна ЛЕВКОВЕЦ, учитель географии, школа № 4, г. Анапа, педстаж 28 лет:

Школа должна быть общеобразовательной. Рациональным может быть признано развитие спецшкол с углубленным изучением отдельных предметов.

Светлана Владимировна БЕРКМАН, учитель географии, школа № 21, станица Анапская, Анапский р-н, педстаж 35 лет:

Пока в нашей сельской школе профильное обучение невозможно. Для профилей нужно сначала разработать программы и специальные учебники, удовлетворяющие по качеству хотя бы минимальным требованиям.

Людмила Александровна АЛИЕВА, учитель географии, гимназия «Аврора», г. Анапа, педстаж 35 лет:

Профильное обучение — нужное дело, расширяет кругозор. Но дело это нужно обеспечить методической базой; на местах этого очень не хватает. Возьмем, например, социально-экономический профиль (курсы «Коммерческая география» Плисецкого, «География человеческой деятельности» Холиной). Учебников в регионах нет, методических пособий нет. Сколько можно бежать впереди паровоза? Слава богу, хоть программы были напечатаны в газете «География».

Галина Валентиновна ВЫСОКИХ, учитель географии, школа № 1, г. Анапа, педстаж
21 год:

Профильное обучение может дать более прикладной уклон предмету, например: «медицинская география», «коммерческая география», «рекреационная география», «география туризма».

Светлана Николаевна ЧЕРКАСОВА, учитель географии, школа № 15, станица Гостагаевская, г. Анапа, педстаж 35 лет:

Профили? Подобные эксперименты мы уже проходили.

Людмила Георгиевна СЛАПОВА, учитель географии, школа № 4, г. Анапа, педстаж
32 года:

Отношение к «профилям» — отрицательное.

Татьяна Васильевна БОГДАНОВА, зам. директора по УМР, учитель географии, школа № 6, г. Анапа, педстаж 33 года:

Чтобы наладить профильное обучение всерьез, требуется выпуск разумных программ по географическому профилю; они должны быть адаптированы к школе.

Елена Анатольевна ЭПШТЕЙН, член бюро, Межрегиональной ассоциации учителей географии России:

Необходимо ясно определить место географии в базисном учебном плане. И только тогда можно решать вопрос о профильном обучении географии.

География должна присутствовать во всех профилях. Ведь именно наш предмет дает ребенку наиболее общие представления о мире — настолько, насколько обобщенные представления могут усваиваться в этом возрасте. География и есть философия в рамках школы.

Алла Ивановна ЛЕВИЦКАЯ,
г. Владимир, педстаж 48 лет
(на фото слева):

Мое отношение к профильному обучению в предлагаемых ныне вариантах — отрицательное.

Вводить в школе профильное обучение можно только в том случае, если программы досконально отработаны, школы полностью обеспечены учебными пособиями.

Профильные курсы должны иметь преимущественно практическую направленность. Тематика курсов должна быть действительно географической.

«География» распространила анкету, в которой просила учителей высказать мнение о профильном обучении и предложения по его развитию.

Рената Клавдиевна ПРОКШИНА, учитель географии, обладатель президентского гранта, г. Медынь, Калужская обл., педстаж 17 лет:

Профильное обучение — здравая идея: оно позволит разгрузить учащихся на старшей ступени школы. Но сейчас, при поспешном введении «профилей», слишком много непонятного и непродуманного. Предпрофильная подготовка должна осуществляться с младших классов, а не только в 9-м. Для профильной подготовки учащихся нужны хорошие учебники и программы. Проконсультироваться о предпрофильной и профильной подготовке нет возможности.

Ольга Александровна ШЕПЕЛЕВА, учитель географии, зам. директора, школа № 63, г. Пенза, педстаж 23 года:

Я веду в рамках предпрофильного образования курс «Экология в экономике» для учащихся 9-х классов.

Вот как строится система предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов в нашей школе:

I этап — психолого­педагогическое сопровождение эксперимента: анкетирование учащихся и родителей в целях изучения их интересов и склонностей, а также социального заказа родителей.

II этап — учителя школы представляют учащимся главные особенности содержания и структуру курсов.

III этап — учащиеся осуществляют свой выбор из предложенного перечня курсов.

IV этап — психологи проводят микроисследования перед началом курса и по окончании по следующим направлениям: изменилось ли отношение к предмету «География», считают ли учащиеся курс полезным, влияет ли курс на выбор профиля.

V этап — в процессе изучения курса учащиеся выполняют практические работы, микроисследования в творческих группах.

По окончании курса подводится итог: либо участие в защите проекта, либо тестирование (по выбору учащегося).

Так работаем мы. И дайте нам, региональным метод­объединениям, спокойно и вдумчиво работать. К сожалению, пока многие «эксперименты», спускаемые в спешном порядке сверху, непрофессиональны.

Татьяна Дмитриевна СТРЕЛЬНИКОВА,
зав. кафедрой, Липецкий институт развития образования, педстаж 31 год:

«Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить». Почему нас насильно загоняют в профиль, хотя нет еще УМК? Почему учителям, самостоятельно разработавшим программы предпрофильных курсов, не платят?

Предусмотрено много профилей естественно­математического и технического направления; на соответствующие предметы — много часов. И явно недостаточно на географию. Что же до гуманитарного профиля — здесь географического направления (географии человека) даже не предполагается. География должна быть представлена во всех профилях.

Лариса Анатольевна ЖИГУЛИНА, учитель географии, обладатель президентского гранта, школа № 58, г. Пенза, педстаж 16 лет:

Подойти к профильному обучению нужно разумно, не исключая предыдущий опыт, а включая его.

Жизнь, сегодняшние реалии таковы, что создаются школы разных типов, ведь будущие выпускники нацелены на получение определенного, «узкого» образования. Ценятся престижные профессии (юридическое, экономическое образование и т.д.). Нам, географам, нельзя объять необъятное. Всё многообразие нашего предмета не следует пытаться втиснуть в один учебный курс. Профильное обучение позволяет раскрывать учащимся те стороны географии, которые им наиболее интересны, понятны, привлекательны для них, те, которые оцениваются ими как необходимые знания. Поэтому в старших классах учащиеся сами выбирают область знания, которая им необходима. Что необходимо в первую очередь?

1. Создать разнообразные программы (хорошие).

2. Разработать учебнометодические комплекты (хорошие).

3. Организовать мощную предпрофильную подготовку через элективные курсы по всем образовательным направлениям для того, чтобы учащиеся сделали осознанный и мотивированный выбор.

4. Сформировать новые профили.

5. Использовать профильное обучение как инструмент решения накопившихся проблем школьной географии, ее обновления, приближения к личностным интересам учащихся.

6. Использовать в профилях интерактивные формы (дискуссии, проектную деятельность и т.д.).

7. Особое внимание уделить весьма востребованным интегрированным курсам географии и экологии, экологического краеведения, этногеографии.

Валентина Николаевна ИВАНОВА, учитель географии, школа № 1, г. Радужный, Владимирская обл., педстаж 33 года (фото сделано на экскурсии по развалинам Горгиппии почти ночью):

Мое отношение к введению профильного обучения в школах — отрицательное, так как введение профилей в школах еще не подготовлено (база, УМК, выбор). Если же говорить о профилизации в техникумах, гимназиях, училищах, колледжах и т.д. — здесь отношение, разумеется, положительное.

Наталия Николаевна ДАНИЛОВА, методист по географии и экономике, учитель, обладатель президентского гранта в номинации «Лучший учитель», лауреат областного конкурса «Учитель года», школа
№ 37 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Выборг, Ленинградская обл., педстаж 15 лет (в центре):

Если вводить профильное обучение, то с 7—8-го класса.

Пока же «профиль» — очередной непродуманный «эксперимент» министерства. Отсутствуют программы, учебные пособия не соответствуют предлагаемым программам, да и сами программы «примерные» донельзя. Учителя не подготовлены для работы в профиле. Учителям навязывают профиль (и они становятся пешками в руках управленцев). Ученики не ценят труд учителей, потому что видят фальшь «профиля».

Предложения. Перед внедрением всякого рода инноваций — длительные испытания, обкатка нововведений в экспериментальных школах ряда регионов. Должны быть единые требования к содержанию профилей, УМК, четкие лаконичные программы. Профильное обучение начинать с 8го класса. Предпрофильное — с 6—7го класса.

Венера Галимзяновна ЖИГАЛИНА, учитель географии, школа № 45, г. Набережные Челны, Республика Татарстан, педстаж 24 года (на фото —
В.Г. Жигалина на первом плане, во время научной экскурсии в Большую Азиш­скую пещеру, Адыгея):

Что нужно для успешного продвижения «профильной» географии? Организация специальных семинаров для преподавателей по профильному обучению географии. Чтобы география была востребована в вузах, не только профильных.

Тамара Викторовна ЛЕЗНОВА, учитель географии, школа № 10, г. Энгельс, Саратовская обл., педстаж
14 лет:

Отношение к «профилям» — отрицательное.

К 9-му классу у учащегося уже выработаны свои умения и навыки. Чаще всего понятны его склонности к наукам. Или у ребенка просто «золотые руки» или «золотые ноги». И как можно за 6—17 часов предпрофильной подготовки выявить его будущий профессионализм? Как правило, на 90% его профессия зависит от выбора родителей и от того, сколько у них денег.

Наш институт повышения квалификации предложил свои темы (разработки авторов из других регионов брать не разрешили). Например: «Географическое положение России». По существу, расширили тему 8го класса. Как можно с помощью такого «предпрофиля» сориентировать молодого человека в будущей профессии? Это ведь просто углубленное изучение темы. Я не понимаю назначения предпрофильных курсов в том виде, который они сейчас имеют. Не вижу смысла вводить изучение отдельных тем в расширенном варианте, при этом уменьшая часы по плану. Прежде чем получать профессию, необходимо получить знания, а если мы с 5го класса будем готовить учащихся к будущей профессии, то что будут делать вузы? И где тогда взять часы для получения нормального, разностороннего образования?

Дать информацию о профессиях для повышения у учащихся мотивации к изучению географии — это другое дело. Выберет ученик профессию или нет, но зато повысит свои знания. При этом не надо забывать о том, что в каждом городе, в каждом регионе — определенный «спектр» своих техникумов и вузов. Для нас это — геологоразведочный техникум, геологический и географический факультеты Саратовского госуниверситета, землеустроительная специальность в Аграрном и т.д. Наши выпускники редко уезжают в другие регионы; поэтому при их «профилизации» мы должны иметь в виду свои региональные возможности получения высшего и среднего специального образования.

Тамара Петровна КУРНОСОВА, учитель географии, школа № 3, станица Тацинская, Ростовская обл., педстаж
29 лет:

Если дети выбирают предпрофильный курс или элективный, значит, это им интересно. Профильное обучение должно способствовать раскрытию индивидуальных способностей, склонностей, интересов учащегося. Насколько хорошо мы научим школьника осуществлять свой выбор, настолько успешно он сможет занять свою нишу в обществе.

Лилия Федоровна МОЛОСТОВА, учитель географии, обладатель президентского гранта, школа № 6,
г. Анапа, педстаж 23 года:

Профильное обучение вводить нужно в 11-м классе, ведь дети в 9—10-м классе еще не могут окончательно определиться.

Галина Константиновна НОСЕНКО, учитель географии и биологии, школа № 2, г. Анапа, педстаж 24 года:

Отношение к профильному обучению, — в целом, положительное, если смотреть на вещи теоретически. На практике же отсутствует сетевое взаимодействие, учителя получают мизерную оплату за профильный час, зато директор — 100-процентную доплату к окладу.

Я считаю, что надо создавать такие профильные средние школы, где были бы профильные классы или микрогруппы, в которых обучались бы дети из разных школ, сдавшие профильные экзамены по интересующему их предмету (10—11-й класс).

Оплата труда учителя должна быть приведена в соответствие с рыночной экономикой, вовремя индексироваться с учетом инфляции.

Николай Михайлович СТОЛОВ, учитель географии, гимназия
№ 1534, г. Москва:

Отношение к профилю? Весьма скептическое.

Валентина Григорьевна ПЛАТОНОВА, учитель, школа д. Шапы, Демидовский р­н, Смоленская обл., педстаж 20 лет:

Профильное обучение полезно в ознакомительном порядке. В сельской школе никогда не будет возможности вести профильное обучение географии.

Лора Александровна ЦАРЕВА,
канд. пед. наук, редактор, журнал «География в школе»:

Известны такие печальные ситуации. Учителя не хотят браться за предпрофильные и профильные курсы: труд, который необходимо на это затратить, не адекватен зарплате. Что тогда делает школьный администратор? Говорит: «Не хотите? Позовем из вуза». Приходит преподаватель вуза и ведет курс, часто неадаптированный к уровню школьников. А учителя — к ногтю. Так «профиль» может обернуться инструментом не совсем этичного воздействия администрации на принципиального учителя.

Есть случаи, когда детей заставляют идти в профильные классы. Потом выясняется, что вопросы ЕГЭ и для «профиля», и для обычных классов — одни и те же. Дети с удивлением спрашивают: «Зачем тогда все это было нужно?»

Татьяна Алексеевна ЛЯМИНА, учитель географии, школа № 2, г. Усть­Лабинск, Краснодарский край, педстаж 26 лет:

Профильное обучение, повидимому, нужно, но судить могу лишь о нынешнем уровне. Пока профильное обучение ведет к перегрузке детей. Нет методической базы, и это ведет к перегрузке учителей. Большой труд, оплата не продумана.

Язиля Галимзяновна БАЙМУРАТОВА, учитель географии, обладатель президентского гранта, школа № 9,
г. Елабуга, Республика Татарстан, педстаж 23 года (на фото — Я.Г. Баймуратова во время научной экскурсии на берегу реки Белой в Хаджохской теснине в Адыгее; Хаджохская теснина — самое узкое место в долине Белой, мощного левого притока Кубани):

К «профилям» современная школа еще не совсем готова. Нужно, чтобы профильное обучение было обеспечено УМК, программой. Нужны специально организованные семинары для преподавателей по профильному обучению географии.

В целом география — образовательная область, у которой великолепные возможности для подготовки современного человека, для формирования его мировоззрения. Нужно, чтобы география была востребована в учебном плане в целом, а не только в профильных классах.

Вячеслав Дмитриевич СУХОРУКОВ,
доктор геогр. наук, профессор, зав. кафедрой методики обучения географии и краеведения Российского государственного педагогического университета
им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, педстаж 32 года:

Отношение к профильному обучению? Сочувствую.

Что нужно сделать для его совершенствования? Активизировать научноисследовательскую работу и программнометодическое обеспечение предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Важным представляется организовать на базе педагогических вузов профессиональную подготовку специалистов (учителей, педагогов), а также магистров образования с целью обеспечения профильной школы высококвалифицированными кадрами. Следует в рамках подготовки по специальностям и направлениям педагогического образования ввести необходимые специализации и магистерские программы с учетом потребностей профильной школы.

Нужно вести мониторинг родителей и учащихся, выяснять их отношение к профильному обучению и соответствующим образом корректировать дело.

Ирина Николаевна СУС, учитель географии, гимназия «Эврика», г. Анапа, педстаж 20 лет:

Подготовку к профилю нужно начинать в возможно раннем возрасте. Необходима удовлетворительная программа профильного обучения, которая была бы приближена к тем требованиям, которые предъявляют вузы к абитуриентам. И хорошие учебники. Мы готовы формировать географический профиль, администрация гимназии понимает общественное и мировоззренческое значение географии. У нас в «Эврике» в 7-м классе мы преподаем географию три часа в неделю. А вообще, географию даем с 5-го класса. Имея в виду, что мы все­таки на Кавказе, с вниманием относимся к таким направлениям, как геологоразведка и минералогия.

Валентина Петровна ЛЕОНТЬЕВА, учитель географии, школа, г. Каменногорск, Выборгский р­н, Ленинградская обл., педстаж 20 лет:

Профиль имеет право на существование: он необходим для одаренных детей.

В нашей школе географический профиль, однако, нереален. И вот почему:

— в настоящее время принято считать географию второстепенным, незначимым предметом;

— мало учебных заведений, где данный предмет востребован;

— плохое техническое и наглядное оснащение предмета;

— бездумное уменьшение количества часов на географию.

Углубленное изучение географии было всегда: оно существовало во многих школах. Это и следует сохранить.

Ирина Викторовна КОЛЧИНА, учитель географии, Первомайская школа, Выборгский р­н, Ленинградская обл., педстаж 22 года:

Я считаю, что выбор профиля ребята 14—15 лет осуществляют неосознанно.

Я учитель школы в сельской местности, считаю, что профильное обучение географии в наших условиях будет затруднено, так как предмет — в его нынешнем виде и при существующем качестве учебников — не востребован, отношение к нему в лучшем случае нейтральное, в худшем — отрицательное. Чаще всего в сельской местности предлагают вводить трудовой профиль, чтобы дети затем оставались и работали там, где они родились. А где же право ребенка на выбор? И почему тот сельский школьник, который хочет продолжить обучение в высших учебных заведениях, не сможет получать нужных знаний? Так что же получается? Вводится профильное образование, и министерство тем самым указывает детям на их место, мол, «где родился, там и пригодился». Я считаю, что профильное образование не должно существовать в общеобразовательном заведении.

Елена Анатольевна СЕМЕНОВА, ст. преподаватель, кафедра общественных дисциплин, Липецкий институт развития образования,
г. Липецк, педстаж 16 лет:

Следует учитывать, что «профиль» — это дополнительная нагрузка для учащихся старших классов. А о перегрузке и так все говорят...

Ольга Борисовна ГОЛОВАНОВА,
ст. преподаватель, Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования, г. Краснодар, педстаж 18 лет:

Сама по себе идея профилей неплохая.

Отрицательные стороны:

1. Примерная программа (которая была предложена школам России) напичкана научной терминологией и полностью оторвана от школы. Позор!!!

2. Отсутствие сколько­нибудь пригодных учебников, УМК.

3. Вузы в школьном профильном обучении не заинтересованы.

Положительная сторона:

Возможность учителю себя творчески реализовать.

Вывод: нужны грамотная, профессиональная программа, хорошие учебники, УМК; должна быть всерьез налажена подготовка учителей к ведению курса.

Интересно, кто автор «Примерной программы» профильного обучения географии. Школьники о занятиях по ней отзываются так: «Балду гоняете вы на этих уроках».

Неясно, как примирить требования ЕГЭ и этой, с позволения сказать, программы.

Нужна грамотная, умная и интересная программа. И нужно, чтобы у программы были указаны авторы. Российская школа должна знать «своих героев».

Зинаида Павловна ПОДОПРЕЛОВА, учитель географии, школа № 20, с. Варваровка, Анапский р­н, педстаж 13 лет:

Пока у учителей представление о профильном обучении смутное. До конца проблему никто не прояснил.

Галина Парфеновна ЖДАНОВА,
учитель географии,
Глебычевская школа,
пос. Глебычево, Выборгский р­н, Ленинградская обл., педстаж 23 года (на фото — вторая слева):

Дети должны иметь возможность в большем объеме учить то, что им нравится, к чему они стремятся. А к географическим знаниям стремятся многие. Надо защищать предмет, возвышать, а не умалять его значение, как это делается сейчас в стране.

Валерий Васильевич МИХАЙЛОВ, директор школы № 16, пос. Цыбанобалка, г. Анапа, автор регионального учебника по географии городакурорта Анапы, педстаж 21 год (на фото — второй справа):

Какие профили? Неразберихи в образовании и так хватает. Профильное — как углубленное предметное — хорошо. Но проблема кадров! И многие другие проблемы.

Дети остались без детства. Отстаньте от детей, дорогие взрослые. Ваши амбиции не знают границ! Берегите детей от нашествия модернизаций, реформ, проектов и т.д. в таком количестве. Самый лучший профиль — общеобразовательный. Профили — без насилия!

Надо восстановить систему ПТУ.

Бедная школа, нахлобучили на нее и продолжают нахлобучивать вся и все, кому не лень.

Профиль — это натаскивание, репетиторство за счет государства.

При общем падении желания учиться, самый главный профиль — общеобразовательный.

Александр Александрович ЛОБЖАНИДЗЕ, канд. геогр. наук, президент Межрегиональной ассоциации учителей географии России, педстаж 23 года:

Будем стремиться к формированию географического профиля как самостоятельного.

Будем стремиться к тому, чтобы географические дисциплины были достойно представлены в естественнонаучном и гуманитарном профилях.

Должно быть большое разнообразие географических дисциплин в разных профилях.

Татьяна Владимировна ИВАНОВА, учитель географии, обладатель президентского  гранта, школа № 110 с углубленным изучением испанского языка, Центральный адм. округ, г. Москва, педстаж 36 лет:

Пока о «профилях» сказать ничего хорошего нельзя. Программ нет, учебников к профильному обучению нет, а «высасывание из собственного пальца» приводит к печальным результатам.

Если иметь в школе профильное обучение по географии, то необходимо полностью пересмотреть программы, почасовую нагрузку (6-й класс — 3 ч,
7-й класс — 3 ч, 8—9-й классы — по 2—3 ч, 10—11-й классы — по 3 ч; при этом обязательно ввести курс краеведения с 6-го класса по 11-й).

Ольга Николаевна КОРОТОВА, канд. пед. наук, главный редактор, газета «География»:

Главная задача средней школы — дать подрастающему гражданину всестороннее образование. Школьные годы предполагают развитие и воспитание ребенка.

Профильное обучение в его нынешнем виде резко сужает образовательную (то есть образующую, формирующую человека) функцию школы. Выбор некоего профиля фактически означает, что к другим предметам школьник будет равнодушен. И это равнодушие, к сожалению, передается и учителям, которым приходится вести «непрофильные» предметы в профильных классах: многие из них лишь отбывают часы.

«Профили» как бы пытаются взять на себя функцию коллективных репетиторов, готовящих в вуз. Но ведь не в поступлении в вуз заключается генеральная цель всеобщего образования. Наша цель, — и об этом, похоже, администраторы образования напрочь забыли, — выпустить в жизнь хороших людей, информированных, способных к пониманию окружающего мира, интересующихся многим, нацеленных на созидательную деятельность и способных к ней. География — важнейший из школьных предметов, который непосредственно работает на достижение этих высших целей народного образования. География дает детям начальное системное понимание мира и общественного разделения труда, ориентирует на различные полезные профессии, воспитывает к ним уважение.

Что же до «профилей», они, разумеется, имеют право на существование. Всегда были кружки по интересам, специализированные классы и школы. Эту традицию и следует развивать. При этом «профили» не должны столь выраженно фокусироваться на вузовское образование. Нужно больше профилей, готовящих детей к реальной жизни, к востребованным профессиям, нужным обществу.