Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №2/2007

Человеческая деятельность


География творчества

Программа элективного курса

О.Е. СЫЧЕВ
учитель средней школы № 324
Москва

Содержание курса (34 ч) предполагает эстетическое воспитание учащихся, необходимость направления учебно-воспитательного процесса в русло раскрытия эстетических ценностей окружающего мира (познание красоты, уникальности и неповторимости разных уголков нашей планеты).

Эстетическое воспитание пробуждает творчество, без которого любая деятельность не может быть полноценной. В географии эстетическое воспитание должно служить лучшему пониманию ценностей и уникальных культурных ландшафтов Земли, имеющих общемировое значение.

География искусства: теоретический аспект (2 ч)

Определение географических центров искусства, мест зарождения, ареалов и путей распределения различных стилей; анализ связи произведений искусства с местами, в которых они создавались. Выделение точек и ареалов, в которых работали определенные авторы. Влияние территории на разные художественные произведения. Отражение местной культурной среды в произведении искусства.

Основные термины: искусство, виды искусства, культурная среда.

География музыки (3 ч)

География народной, классической, современной музыки. География различных стилей современной музыки. География музыкальных инструментов.

География литературы (3 ч)

Примечание. Этот урок можно проводить в двух вариантах:

1) в хронологическом, например, география литературы XIX века, XX века;

2) в хорологическом (пространственном), например, география русской, французской, немецкой и т.д. литературы.

География архитектуры (2 ч)

География разных архитектурных стилей (романский, готика, классицизм, барокко, рококо, ампир, модерн, хайтек и др.)

География живописи и скульптуры (2 ч)

География науки и образования (3 ч)

Географические центры науки и образования. Университетская сеть мира. Города науки (наукограды). Технополисы и технопарки. Территориальные аспекты деятельности ведущих ученых — их территориальные происхождения, места научной деятельности. Распространение культурных норм, характерных для научной деятельности и образовательного процесса, научных школ и течений.

Основные понятия: наука, наукоград, технополис, технопарк, университет, конструкторское бюро, научный полигон, опытно-промышленное производство, научная культура.

Номенклатура: МГУ, Кембридж, Оксфорд, Сорбонна, Гарвард, Принстон, Массачусетский технологический университет, Силиконовая долина, Цукуба, Академгородок, Обнинск, Дубна, Пущино, Королев, Жуковский, Саров, Протвино, Стокгольм, Осло, Латинский квартал в Париже.

Статья опубликована при поддержке интернет-магазина "Beauty-Prof", который представляет широкий ассортимент материалов, инструментов и оборудования для салонов красоты и частных мастеров. В "Beauty-Prof " можно приобрести все необходимое для работы в сфере парикмахерского искусства, ногтевой эстетики, косметологии, эпиляции. Мастера маникюра найдут в интернет-магазине на сайте beauty-prof.com высококачественные материалы для наращивания ногтей, в том числе акрил, гель, гель-лак, а также необходимые вспомогательные средства и инструменты. В частности, в каталоге "Beauty-Prof" представлен широкий ассортимент гель-лаков таких известных производителей, как Kodi, Nubar, Shellac, Y.R.E и многих других. С помощью представленной продукции мастера маникюра могут делать не только однотонное покрытие, но и выполнять на ногтях красивую роспись.

География бытовой культуры (3 ч)

Анализ карт бытовой культуры разных народов. Территориальные особенности бытовой культуры. География типов жилища и различных деталей (двор, наличники, печь и т.д.). География питания, употребление тех или иных продуктов разными народами. География традиционных транспортных средств. География особенностей семейной жизни — распространение моногамии и полигамии, патриархата и матриархата.

География народной культуры (3 ч)

Территориальное распространение фольклорных традиций – народные песни и танцы, сказания, былины, празд­ники, игры, промыслы.

Основное понятие: фольклор.

Номенклатура: Богородское, Абрамцево, Хотьково, Хохлома, Гжель, Дымково, Каргополь, Мстёра, Кубачи, Жостово, Федоскино, Палех, Торжок, Вологда, Елец, Тула.

География массовой культуры (2 ч)

Территориальные особенности массового современного искусства: молодежная субкультура; спорт, быстрое питание (фаст-фуд), популярные напитки. Территориальные различия в популярности видов спорта и современной музыки. География современных развлечений. География молодежных стилей: хиппи, панки, рэперы и т.д.

Основные понятия: молодежная субкультура.

Номенклатура: Диснейленд, Лас-Вегас, Бродвей.

География элитной культуры (2 ч)

Территориальные особенности и культура элитных групп («элитистское пространство»).

Основное понятие: элита.

Номенклатура: Французская и Итальянская Ривьера, Лондонский Сити, Монако,
Рублево-Успенское шоссе, Барвиха.

География моды (2 ч)

География кино и театра (2 ч)

География кулинарного искусства (2 ч)

Зачет (3 ч)