Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №2/2007

ПРОЕКТ. Материал для обсуждения


СТАНДАРТ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

и идеология построения
ПРОГРАММЫ ПРОФИЛЬНОГО КУРСА

ОБЩАЯ ГЕОГРАФИЯ

С.В. РОГАЧЕВ

Взрослые состоявшиеся люди обычно вспоминают полученное образование с благодарностью. Однако... Однако, говорят они в один голос, был один системный недостаток. Мы выучивали порции знаний. Но очень мало кто из наших учителей или из авторов наших учебников брал на себя труд толково и ясно объяснить нам, для чего это нужно. Что мы (или отдельные группы людей, или общество в целом) получим, узнав то-то и то-то? Если бы об этих вопросах говорилось, образование было бы мотивированным и куда более эффективным.

При изучении географии по существующим схемам вопросы такого рода должны возникать постоянно. Например, когда в школах покрытой толстым осадочным чехлом Русской равнины (на которой живет более 2/3 детей России, и эти дети более чем на 2/3 урбанизированы) в 6-м классе толкуют о гранитах, базальтах и складчатости, а школьники из скальных пород в лучшем случае видели только щебень, торчащий из асфальта тротуаров. Когда в глубоко континентальной России, откуда до ближайшего моря хоть три года скачи... детям в 6-м и 7-м классе повествуют о процессах в Мировом океане. Когда 6-классникам рассказывают о цилиндрических и конических картографических проекциях, а они не умеют начертить схемку, как пройти от школы до дома.

Взрослый развитой человек, конечно, понимает, что и человечеству, и нашему народу, и даже внутриконтинентальным «осадочным» городкам в конечном итоге нужны и складчатости, и океан, и проекции. Но перед учащимися вопрос: «А нам-то здесь это зачем?» — в более или менее (чаще — менее; просто в форме негативизма) осознанной форме стоит. Встает он и перед значительной частью взрослых — в частности, перед управленцами, часто готовыми «не замечать» резонов преподавания географии и стремящимися сократить все, что для них не самоочевидно.

Слабое место курса географии в современной школе в том, что он строится не исходя из логики потребностей в географии, а следуя сложившейся структуре науки. Учителя, преподаватели, авторы учебников привыкли к этой структуре. Потому что, когда науку уже превзойдешь, она — в своем отстоявшемся виде — кажется вполне логичной. Совсем иной взгляд — у существа, впервые проходящего этот путь.

Вы наверняка замечали, дорогой читатель, что когда ходишь по впервые посещаемому городу с уверенным сопровождающим, так почти и не начинаешь ориентироваться. Куда более эффективное узнавание города происходит, когда появляешься в нем с потребностью (необходимостью) побывать в таких-то местах по таким-то адресам.

По-хорошему, изучение географии в школе и должно строиться как удовлетворение и развитие пространствоведческих потребностей учеников. Будучи, однако, реалистами, мы должны понимать, что профессиональное сообщество пока не готово к переходу от «диктата производителя» к «диктату потребителя», то есть к тому, чтобы от трансляции многовековых готовых научных наработок перейти к географии для личности. В настоящем проекте стандарта предлагается компромиссный шаг.

Стандарт составлен в основном из традиционных, хорошо известных в школе тем и элементов. Они лишь сгруппированы в разделы не так, как привычно, то есть не по принадлежности к той или иной ветви географической науки, а по признаку необходимости людям для удовлетворения той или иной жизненной потребности. В основе структурирования географического материала лежит известная концепция основных нужд.

Мы вместе с учеником (или вместе со всем человечеством) как бы начинаем жизнь с нуля и, живя, приходим к тому, что без знаний по географии — без понимания окружающей среды для разумного взаимодействия с нею — не обойтись. При этом четко выясняем, какой элемент этих знаний для чего человечеству и человеку нужен. Если в великой схватке «Я и Земля» человеку удается развиваться, а Земле — продолжать радовать нас плодами и красотой, то это в основном благодаря нарастающим и применяемым географическим знаниям.

Настоящий проект стандарта сделан мною в рамках работ, руководимых академиком РАО А.М. Абрамовым. Это лишь начальный вариант — вариант для обсуждения, и я буду признателен за любые замечания и суждения (направляйте их, пожалуйста, по адресу редакции «Географии»).

Представленный проект стандарта не требует непременного тотального переструктурирования школьного материала. Учитель, привыкший к традиционной схеме преподавания, может в 6—10-м классах продолжать работать по ней: ведь в стандарте фигурируют, повторюсь, в основном традиционные темы и сюжеты. Иная их расстановка — раскладка в «чашки весов» человеческих потребностей — просто позволяет оценить каждую порцию знаний с точки зрения ее нужности. Позволяет также и выявить, не забыто ли что важное.

Если же рассматривать представленный ниже материал для целей профильного обучения, то тут уже структура приобретает самостоятельное значение. В курсе «Общая география» как бы проводится разумная ревизия (или, если угодно, аудит) всего лоскутно изученного ранее, всё осмысляется. Построенный на этом основании профильный курс позволяет школьнику найти ответы на главные вопросы. Для чего я учил географию четыре предшествующих года? Что она дает для понимания жизни и для организации жизни людей? Почему избрание географии как профессии важно?

1. ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ

Объектный ряд

Поселения: город, поселок, село, хутор, стойбище, ранчо, усадьба, монастырь и др. Городская агломерация, мегалополис. Улица, проспект, площадь, набережная, бульвар, эспланада.

Понятия, представления, явления, отношения

Численность населения. Плотность населения.

Зонирование территории. Внутренняя структура поселений: центральное ядро, селитьба, хозяйственные зоны, локальные центры, окраины, пригород.

Зона влияния города, маятниковые миграции, отходничество. Типы жилой застройки, этажность — в поселениях разного размера и в разных регионах. Функции поселений.

Образ жизни: сельский и городской.

Расселение. Урбанизация. Субурбанизация.

План, картосхема. Масштаб. Ориентирование на местности. Азимут. Чтение карты. Составление схематических планов местности и карт. Глазомерная съемка. Геодезические инструменты.

Знание карты

Города-миллионеры России. Важнейшие исторические города. Важнейшие промышленные и рекреационные центры и центры развития народов. Знаменитые негородские поселения России (Изборск, Боголюбово, Мстёра, Ясная Поляна, Константиново, Бородино и др.)*. Важнейшие и знаменитые города зарубежных стран.

Наиболее известные центральные ядра мировых и исторических городов: центры Москвы и Петербурга, лондонский Сити, нью-йоркский Манхэттен, ядро Суздаля и др. Наиболее известные промзоны и финансовые центры России и мира: Магнитка, Уолл-Стрит и т.п.

Объяснительная составляющая

Иерархия центральных функций. Система расселения. Простейшее изложение теории центральных мест. Пространственная самоорганизация общества.

2. ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ: ПИТАНИЕ

Объектный ряд

Угодья: пашня, огород, сад, бахча, плантация, виноградник и др. Неудобья.

Пески. Скалы. Вечные снега и ледники. Польдер. Дамба.

Ток, элеватор. Сахарозавод, маслозавод, крахмалопаточный завод, спиртзавод и др.

Пастбище, сенокос, животноводческая ферма, хлев, свинарник, загон, кошара, птичник и др. Силосная башня. Бойня.

Рыболовный порт. Рыбозавод. Рыбоперерабатывающий завод.

Свалки, поля орошения, поля аэрации.

Понятия, представления, явления, отношения

Аграрная сезонность: посевная, страда, сенокос, прополка, полив и т.п., животноводческие циклы, путина и др.

Региональные типы питания. Биоресурсы Земли. Биомасса на Земле (справочно). Сельское хозяйство и другие формы присвоения людьми биоресурсов, используемых для питания (рыболовство, собирательство, охота). Земледелие. Главные культуры: продовольственные, овощные, бахчевые, садовые, технические для производства продовольственных товаров, тонизирующие. Первичная обработка и хранение сельскохозяйственной продукции.

Почва: состав, плодородие, основные типы. Урожайность культур, продуктивность угодий. Биологическая продуктивность вод Мирового океана.

Удобрения: органические и минеральные. Добыча сырья и производство минеральных удобрений. Химизация.

Животноводство. Основные сельскохозяйственные животные. Пастбищное и стойловое содержание скота. Кормовая база. Рабочий скот. Аквакультура.

Сельскохозяйственные растения и животные в материальной и духовной культуре народов мира. Способ ведения сельского хозяйства и образ жизни: оседлый, кочевой, полукочевой. Перелоги. Целина. Интенсивный и экстенсивный способы ведения хозяйства. Границы земледелия.

Индустриальные методы ведения сельского хозяйства. Механизация. Сельскохозяйственное машиностроение. Сельскохозяйственная наука, селекция, генная инженерия.

Сельское хозяйство и естественная растительность.

Знание карты

Районы России и мира, лидирующие по производству основных культур. Житницы («сахарницы», «масленки», «винные погреба» и т.п.) планетарного масштаба (примеры). Знаменитые животноводческие районы. Ведущие рыболовные порты и районы рыболовства в Мировом океане и на реках (примеры). Главные центры производства минеральных удобрений, сельскохозяйственного машиностроения и сельскохозяйственной науки (примеры). Примеры местностей, прославившихся своей сельскохозяйственной продукцией или селекционной работой (Рокфор, Гольштейн, Вязники, Нежин, Шампань, Зимментальская долина, Холмогоры, Йоркшир, Коньяк и т.п.).

Объяснительная составляющая

Распределение биомассы на Земле. Неравномерность поступления солнечной энергии к земной поверхности. Шарообразность Земли и наклон земной оси по отношению к плоскости орбиты вращения вокруг Солнца. Географическая широта. Полюса, полярные круги, тропики, экватор. Климатические характеристики: средние температуры воздуха, число солнечных дней в году.

Движение Земли вокруг Солнца. Сезоны года.

Центры происхождения культурных растений и одомашненных животных.

Факторы, определяющие плодородие почв. Происхождение почв.

3. ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ: ВОДА

Объектный ряд

Водозабор. Колодец, источник, скважина. Водоопреснительная станция. Река (исток, устье, долина, приток), озеро, ледник, плавучий лед, айсберг, подземные воды. Водопад. Пруд. Водохранилище. Канал. Водопровод и канализация. Станция водоочистки. Водопой. Болото. Пересыхающие реки (вади, крик, узбой и др.).

Метеостанция. Водомерный пост. Футшток.

Понятия, представления, явления, отношения

Осадки и их виды. Количество осадков, испарение, туман, влажность. Облака и их виды. Снеговая линия. Сезонность осадков. Половодья, паводки, наводнения. Ветер. Муссон. Бриз. Пассат. Суховеи. Атмосфера. Атмосферное давление. Градиент. Циркуляция атмосферы. Воздушные массы.

Бассейн реки. Водораздел. Уклон и падение реки. Мутность и минерализация вод. Вторичное использование вод. Замкнутые циклы водопотребления. Орошение. Суходол. Богар. Оросительные системы. Загрязнение вод. Рациональное использование водных ресурсов.

Традиционные региональные гигиенические системы. Реки и озера в духовной и материальной культуре народов.

Ветры в культуре народов. Использование энергии ветра.

Метеоприборы.

Сезонность. Климат.

Знание карты

Главные и знаменитые реки и озера России и мира (перечень обязательный и рекомендательный, на выбор). Реки — колыбели наций. Мемориальные истоки рек (Волга, Дунай, Миссисипи и др.). Почитаемые источники (примеры). Знаменитые водопады. Крупнейшие системы водоснабжения городов России и мира (примеры), водохранилища и каналы.

Горные и покровные ледники (примеры).

Примеры местных ветров (мистраль, сирокко, хамсин, харматтан, самум, афганец, баргузин, чинук, бора, фён, трамонтана и т.п.).

Объяснительная составляющая

Расселение людей и речные системы.

Питание рек. Происхождение осадков. Круговорот воды в природе. Причины движения воздуха. Циркуляция атмосферы и распределение осадков по поверхности Земли. Сила Кориолиса. Измерение осадков. Увлажнение достаточное, избыточное. Засушливость. Соотношение тепла и влаги. Климатограммы. Глобальные изменения климата и их возможные последствия.

4. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЖИЗНИ: ландшафты и народы

Объектный ряд

Тундра, тайга, смешанный и лиственный лес, степь, пустыня, вечнозеленые жестколистные леса и кустарники субтропиков, саванна, влажный экваториальный лес. Переходные зоны. Региональные и местные варианты ландшафтов: прерии, пампа, чернораменье, альпийский луг, полонина, джайлоу (яйла) и др. Оазисы. Аллювиальные равнины. Гилейные леса. Заповедник. Национальный парк.

Народ, язык, страна, столица, государственная граница. Колонии.

Понятия, представления, явления, отношения

Природная зональность. Ландшафтная граница. Ареал. Ландшафт зональный и незональный. Слагаемые ландшафта. Культурный ландшафт.

Медицинская география. Здоровые и нездоровые места. Болезни гор и дельт. Эндемические болезни. Народная медицина (региональный аспект).

Хозяйственно-культурные типы. Народы. Формирование этносов и их расселение по свету. Этнография. Классификации народов: языковая и антропологическая. Основные расы.

Национальные и региональные характеры: расхожие стереотипы и их относительность (примеры). Народные художественные производства и промыслы. Этнографические музеи и этнографические праздники.

Территориальная специализация.

Государство. Административно-территориальное деление. Государства унитарные и федеративные. Монархии и республики. Столичные функции. Динамика политической карты мира. Границы и пограничные режимы.

Места национальной гордости России и других стран (примеры). Мемориалы в местах рождения и деятельности великих людей.

Вероисповедания.

Знание карты

Распространение природных зон. Особые ландшафты (примеры).

Карта народов России: языковые семьи, группы. Знание народов России численностью более 400 тыс. чел.; остальные — на уровне примеров. Распространение главных рас и языков мира.

Страны мира и их столицы. Полностью: европейские страны, страны, входившие в СССР, соседи СССР, прочие страны с населением более 20 млн чел. плюс знаменитые страны (например, Палестина, Израиль, Мальта), страны с ключевым географическим положением (например, Сингапур, Панама, Гибралтар).

Народные художественные производства (Палех, Гжель, Северная чернь, якутские косторезы, Кубачи, Хохлома и др.).

Объяснительная составляющая

Соотношение тепла, влаги в определенном рельефе — механизм формирования природных ландшафтов. Этногенез — формирование людей одной культуры в ходе приспособления к общему ландшафту.

Понятие географического положения.

Природный фактор в формировании государственных границ.

5. УСЛОВИЯ ЖИЗНИ: РЕЛЬЕФ

Объектный ряд

Кремль (замок) и даунтаун (нижний город). Промышленные площадки. Районы массовой жилой застройки. Равнинная деревня и горный аул, кишлак. Равнина. Овраг. Обрыв. Долина. Холм. Гряда. Увал. Низменность. Возвышенность. Нагорье. Плоскогорье. Плато. Горы. Горный хребет, горная страна. Пик. Вулкан. Сопка. Ущелье. Терраса.

Понятия, представления, явления, отношения

Рельеф. Положительные и отрицательные формы рельефа.

Горцы и равнинные жители. Землетрясения. Приспособление людей к рельефу, к сейсмичности.

Изображение рельефа на картах. Измерение высот.

Горы и равнины в материальной и духовной культуре народов. Тема гор в литературе и искусстве.

Знание карты

Главные равнины и горные системы России и мира. Знаменитые и высочайшие горные вершины материков. Горные города (примеры). Сейсмичные районы, места катастрофических землетрясений и извержений вулканов.

Объяснительная составляющая

Расселение людей и рельеф. Военно-стратегическое значение рельефа. Рельеф и выбор мест промышленностью и торговлей. Горы как убежища.

Происхождение рельефа. Эндогенные силы Земли и экзогенные процессы. Тектоника. Складчатость. Вулканизм. Эрозия. Накопление осадков.

6. ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К КЛИМАТУ:
ИЗОЛЯЦИЯ ОТ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
(жилище, одежда и обувь)

Объектный ряд

Сельский дом (изба, хата, сакля и др.), жилище кочевника (юрта, чум, яранга, кибитка, шатер и др.), многоквартирный дом, коттедж, дворец, землянка, пещера, жилище на воде, жилище на колесах, вахтовое жилище, барак, общежитие, казарма и др.

Хлопковая плантация. Пункт стрижки овец. Звероферма. Тутовые насаждения. Шелкомотальная фабрика.

Лесопильный завод. Кирпичный завод. Цементный завод. Заводы стеновых и кровельных материалов. Завод железобетонных конструкций. Хлопкоочистительный завод, льнозавод, шерстомойная фабрика, текстильная фабрика, кожзавод, обувная фабрика. Завод синтетических (искусственных) волокон.

Понятия, представления, явления, отношения

Территориальные различия в строительстве. Многолетняя мерзлота. Виды традиционных жилищ. Строительные материалы. Растительное и минеральное сырье для производства строительных материалов. Строительство.

Волокнистые и лубяные культуры. Животноводство и звероводство, ориентированное на производство шерсти, кож и шкур. Текстильная, швейная и кожевенно-обувная промышленность. Национальный костюм.

Знание карты

Районы распространения жилищ разных видов. Музеи народной архитектуры под открытым небом.

Примеры крупнейших объектов цементной и стекольной промышленности, производства кровельных материалов. Крупнейшие базы стройиндустрии.

Распространение многолетней мерзлоты. Зоны катастрофических наводнений (примеры).

Лидирующие страны и основные районы в текстильной и кожевенно-обувной промышленности и по производству сырья для этих отраслей (примеры).

Объяснительная составляющая

Адаптация человека к природным условиям. Приспособление к температурному режиму, выпадению осадков, ветрам, наводнениям и др. Приспособление к сезонности жизни. Приспособление к рельефу, грунтам.

7. ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К КЛИМАТУ:
СОЗДАНИЕ ИСКУССТВЕННОЙ СРЕДЫ
(отопление, охлаждение, освещение)

Объектный ряд

Котельная. Электростанция. Виды электростанций: ТЭС, АЭС, ГЭС, ПЭС, ТЭЦ. Вырубка. Торфоразработки. Шахта, карьер, разрез, буровая. Террикон. Морская буровая платформа. Хладокомбинат. Погреб, подземное хранилище.

Понятия, представления, явления, отношения

Первичные источники энергии. Топливно-энергетические ресурсы. Энергетика. Электроэнергетика. Дрова, саман, торф, уголь, нефть, природный газ. Добыча топливных ресурсов. Нефтепереработка. Урановые руды. Реки горные и равнинные. Уклон и падение реки. Створ. Гидроэнергопотенциал. ГАЭС. Энергия ветра, приливов, биогаз; солнечная и геотермальная энергия.

Энергетическое машиностроение.

Традиционные региональные и современные глобальные системы хранения, консервации продуктов.

Знание карты

Страны и районы (бассейны), лидирующие по запасам и добыче угля и углеводородов. Страны и районы с преобладанием электроэнергетики разных видов. Крупнейшие и знаменитые (ДнепроГЭС, Шатурская ГРЭС, ГЭС им. Гувера, Асуанская ГЭС, музеефицированная Обнинская АЭС, Саяно-Шушенская ГЭС, строящаяся ГЭС «Три ущелья» и др.) электростанции России и мира.

Объяснительная составляющая

Источники энергии на Земле. Происхождение горючих полезных ископаемых. Механизм воспроизводства энергии текучих вод. Устройство и принципы размещения электростанций. Изменение атмосферы под действием тепловой энергетики и выделения фреонов.

8. ДОСТАВКА РЕСУРСОВ (транспорт)

Объектный ряд

Железная дорога. Автомобильная дорога (виды). Трубопроводы. Водовод. Туннель. Мост, путепровод, виадук. Паром. Транспортная развязка. Судоходная река. Пороги. Каналы на суше и морские. Шлюз. Вокзал. Товарная и сортировочная станция. Автостанция. Аэропорт. Вертолетная площадка. Компрессорная станция. Канатная дорога, монорельс, фуникулер. Автозимник.

Склады. Терминал. Депо, автопарк.

Метрополитен, пригородное сообщение.

Долина. Излучины. Теснина, каньон, непропуски.

Серпантин. Перевал. Горный проход.

Порт: пирс, волнолом, мол, причал. Побережья. Бухта, залив, пролив, море, океан. Берега приглубые и отмелые. Шхеры. Лагуны. Коралловые рифы. Эстуарий. Дельта. Фьорды. Острова (примеры). Архипелаги (примеры). Особенности портовых городов.

Линии электропередачи. Электроподстанция.

Заводы: автомобильный, локомотивный, вагоностроительный, авиастроительный. Судостроительная верфь.

Рельсопрокатный завод, асфальтобетонный, кабельный завод.

Объекты связи на местности: телеграфные линии, вышки и мачты телевизионной, радио-, радиорелейной, сотовой связи; объекты космической, тропосферной связи; почтовые отделения, АТС, Интернет-узлы, радиолокационные станции.

Понятия, представления, явления, отношения

Транспорт. Виды транспорта. Грузооборот. Транспортные коридоры. Транспортные сети. Логистика. Контейнерные перевозки. Северный завоз.

Долинный ход путей сообщения, пути по водоразделам.

Навигация. Авиалинии. Ортодромия. Ледовый режим морей. Штормы. Бури. Обледенение самолетов.

Тема дороги, порта и авиационного полета в культуре народов мира.

Средства связи и их производство.

Знание карты

Знаменитые пути (Стромынка, Владимирка, южные шляхи, Петербург—Москва, Транссиб, Турксиб, Трансамазонское шоссе, нефтепровод «Дружба», Трансаляскинский нефтепровод, газопровод «Сияние Севера», Транссредиземноморский газопровод, Всеизраильский водовод и т.п.). Главные судоходные реки мира.

Знаменитые горные дороги (Военно-Грузинская, Хайберский проход, Каракорумское шоссе и т.п.)

Крупнейшие морские, речные и озерные порты мира (примеры). Каналы и проливы, ключевые для морского судоходства. Главные портовые города мира и России. Северный морской путь. Северо-Западный проход.

Крупнейшие аэропорты мира (примеры).

Районы с развитой и густой сетью транспортных путей и труднодоступные районы мира.

Важнейшие грузопотоки мира.

Объяснительная составляющая

Транспортная сеть и расселение. Пути сообщения и рельеф. Территориальный разрыв между производством и потреблением.

9. ДОСТУП К РЕСУРСАМ
(исследование и использование новых территорий)

Объектный ряд

Материк (континент), часть света. Полуостров, мыс, побережье, перешеек. Континентальный шельф. Остров, архипелаг, атолл, шхеры.

Залив, губа, эстуарий, лагуна, фьорд, море, океан.

Земной шар.

Космодромы мира. Стартовые площадки ракет, военные аэродромы, порты, базы.

Морские границы.

Понятия, представления, явления, отношения

Путешествия. Экспедиции. Великие географические открытия. Открытие и освоение территорий. Миграции. Колонизация, империи, деколонизация, неоколониализм. Захватнические и оборонительные войны. Военный ландшафт. Наиболее известные военные объекты мира. Военные союзы и блоки. Международные организации. Международная интеграция. Миф о глобализации.

Внешнеэкономические связи. Экспорт. Импорт.

Географические исследования как разведка ресурсов. Геологическая разведка, методы ресурсной оценки территории.

Географические карты как инвентаризация ресурсов Земли. Условные обозначения. Проекция. Координаты. Искажения на карте.

Дистанционные исследования Земли. Космический снимок. Геоинформационные модели.

Топонимика.

Территориальные воды. Морская экономическая зона.

Знание карты

Материки, части света. Крупнейшие и наиболее известные объекты, перечисленные в позиции «Объектный ряд».

Маршруты важнейших путешествий (Афанасий Никитин, Колумб, Магеллан, Семен Дежнев и др.). Памятники открывателям новых земель и памятные места, с ними связанные.

Воинские памятники (памятник Битве народов под Лейпцигом, Арлингтонское кладбище, мемориал в Нормандии, Шипка и др.). Мемориалы защитникам Отечества (Куликово поле, Бородинское поле, памятники Смоленска, разъезд Дубосеково, Ельня, Мамаев курган, Прохоровское поле, Пискаревское кладбище, Трептов-парк и др.). Города-герои. Места боевой славы.

Крупнейшие картографические собрания мира.

Топонимические свидетельства смены населения на разных территориях мира (примеры).

Примеры интеграционных районов. Свободные экономические зоны.

Объяснительная составляющая

Международное соперничество за природные ресурсы и территорию. Экономические основания географических открытий. Роль международных организаций в более (или менее) справедливом перераспределении ресурсов Земли.

Исторические траектории перемещения народов на поверхности Земли.

Методы и принципы составления географических карт.

10. СРЕДСТВА ДОБЫЧИ,
ПЕРЕРАБОТКИ И ПОТРЕБЛЕНИЯ РЕСУРСОВ
(средства производства)

Объектный ряд

Завод, фабрика, комбинат, мастерская, промышленная зона, промышленный парк. Машиностроительный завод. Предприятие электроники.

Рудник (шахта, карьер). Обогатительная фабрика. Отвалы, хвостохранилища. Металлургический комбинат.

Понятия, представления, явления, отношения

Промышленность. Машиностроение. Станкоинструментальная промышленность. Средства производства. Металлургия. Руды. Породы. Минералы. Геология. Полезные ископаемые.

Индустриализация. Производство предметов потребления.

Знание карты

Крупнейшие машиностроительные и электротехнические заводы мира и России. Районы развития электроники, тонкой химии. Знаменитые инновационные зоны (Силиконовая долина в США, София-Антиполис во Франции, Арзамас-16 (Саров) в СССР и др.). Технополисы, наукограды.

Промышленные объекты, служащие памятниками трудового героизма нашего народа и инженерного искусства (примеры).

Ведущие страны и районы — производители станков, промышленного оборудования, робототехники.

Объяснительная составляющая

Закономерности в размещении минеральных ресурсов. Роль производства средств производства для развития человечества.

11. ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Объектный ряд

Храм. Часовня. Собор. Монастырь. Мечеть. Субурган. Пагода. Синагога.

Памятник. Мемориал. Мавзолей. Почитаемые деревья, источники, рощи, камни, скалы.

Музей. Усадьба-музей. Музей-заповедник. Памятники природы. Исторические заповедные зоны в городах и селах.

Театр. Концертный зал, концертная площадка.

Понятия, представления, явления, отношения

Распространение мировых религий. Местные верования. Паломничество.

Туризм.

Знание карты

Главные религиозные центры мира. Святые места основных российских конфессий и религий других народов мира (примеры). Места религиозного паломничества: Мекка (хаджж), Варанаси, Аллахабад (Кумбха Мела), Сантъяго-де-Компостела, Иерусалим и др. Паломничество по русским монастырям.

Ведущие музейные центры мира и России. Города-музеи (примеры). Литературные и художественные музеи. Музеи великих людей.

Центры реализации коллективного чувства. Фестивальные центры (Вудсток, Ибица, Грушинский фестиваль и т.п.). География спорта. Города, принимавшие олимпийские игры (примеры). Крупнейшие спорткомплексы мира (примеры). Спортивные курорты (горные лыжи, дайвинг, серфинг и др.), гоночные трассы.

Мифические объекты паломничества: град Китеж, Сарасвати (мифическая третья река при слиянии Ганга и Джамны) и др.

Объяснительная составляющая

Концепция образа территории. Человеческое стремление насытить местность знаками, символами, смыслами.

12. ВОСПРОИЗВОДСТВО

Объектный ряд

Роддом, детские учреждения, школа, институт. Места приложения труда. Места отдыха: курорт, парк, дача, вилла, садовый участок, кемпинг. Места развлечений. Поликлиника, больница, санаторий.

Кладбища.

Понятия, представления, явления, отношения

Естественное движение населения: рождаемость, смертность, естественный прирост. Стихийные бедствия. Голод. Эпидемии. Войны. Демографический взрыв.

Сфера услуг. Образование, медицина. Фармацевтика, парфюмерно-косметическая промышленность. Рекреация. Виды рекреации: оздоровительный туризм, познавательный туризм. Виды курортов.

Знание карты

Наиболее посещаемые достопримечательности стран мира и России. Парки развлечений. Тематические парки.

Ведущие курорты мира и России.

Проблема отходов жизнедеятельности. Культурный слой.

Страны с экстремальными демографическими показателями.

Объяснительная составляющая

Демографический переход. Демографический рост и общественное развитие. Емкость территории, нагрузка на природную среду, перенаселение, пределы роста. Наступление урбанизированных зон на сельские территории, а сельхозугодий на дикую природу.

Опережающее развитие одних ландшафтных и географических зон по сравнению с другими.

Проблемы развития человечества.

Развитие и воспроизводство в ландшафте, в рельефе Земли.

Перераспределение минеральной массы и биомассы по поверхности планеты. Теория дрейфа материков. Эрозия, пенепленизация, тектонические движения. Дискуссия о глобальном потеплении.


* Определение обязательного и рекомендательного списков географических названий, которые должны пройти через школьный курс географии, — предмет дальнейшей работы во взаимодействии с широкой общественностью. Это примечание относится ко всем последующим курсивным выделениям.