Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №3/2007

Географические рекорды


c

Пролив Эресунн (Зунд) разделяет Данию (остров Зеландия) и Швецию. На датской, западной, стороне к Эресунну выходит столичный Копенгаген, а на шведской, восточной, — Мaльмё, один из важнейших шведских городов, форпост шведского Юга. По прямой — каких-нибудь километров пятнадцать (а в самом узком месте пролива берега двух стран еще более сближаются). Но поперек этой прямой гуляют соединяющиеся воды Балтики и Северного моря.

Космический снимок пролива Эресунн. Четко виден идущий со шведской стороны мост и насыпной «Перечный остров» к югу от «Солёного»

Космический снимок пролива Эресунн.
Четко виден идущий со шведской стороны мост
и насыпной «Перечный остров» к югу от «Солёного»

В 90-е годы началось строительство беспрецедентного для Европы транспортного сооружения, представляющего собой комбинацию моста (эстакады) и подводного туннеля. Оно получило название Oresundsbron, составленное из датского Oresund (Эресунн — Островной пролив) и норвежского bron (мост) слов*.

Официальное открытие с участием датской королевы и шведского короля состоялось летом 2000 г. Движение, однако, было открыто существенно позже.

Трасса идет по мосту со стороны Швеции. Длина моста  7845 м. Это самый длинный мост в Европе.

Примерно на полпути через пролив трасса спускается на искусственный остров, специально насыпанный для того, чтобы «принять» трассу с эстакады и «впустить» ее в туннель. По острову трасса идет 4 км. Искусственный остров создан рядом с естественным островом Сальтхольм, что в переводе означает Солёный остров**. Новый небольшой островок при нем решили назвать Перечным — Пеберхольм. Так в Эресунне возник уже почти столовый прибор, остается добавить только горчичницу. Пеберхольм — название официальное. Скандинавский юмор, в меру упитанный.

На Пеберхольме трасса ныряет в 4-километровый туннель, из которых 3,5 км — под водой.

Новая международная трасса — двухуровневая. В нижнем  идут две колеи железной дороги, в верхнем — четырехполосная автомагистраль.

Под мостом могут свободно проходить крупные суда. Длина самого протяженного пролета 490 м. Расстояние от поверхности воды до самого высокого пролета моста 57 м. Такие параметры, впрочем, особенно и не требуются: движение судов идет в основном западнее — в той части пролива, под которой проложен туннель, судоходству никак не мешающий.

В 2004 г. новым мостом воспользовались 17 млн чел., из которых 11 млн ехали автотранспортом, а 6 — поездами.

Проезд по мосту платный. В 2006 г. удовольствие пересечь Эресунн на сухопутном транспорте стоило 32 евро (для постоянных пользователей — половинная скидка). Строительство моста не привело к ликвидации паромных переправ через Эресунн. И они, кажется, дешевле, хотя пользование паромом сопряжено с большими неудобствами и требует больших затрат времени.

На строительство Эресуннбруна было израсходовано более 4 млрд евро (в ценах 2000 г.). Предполагается, что мостотуннель окупится к 2035 г.


* По-датски мост называется Oresundsbroеn, по шведски — Oresundsbron. Композитное «транснациональное» наименование Oresundsbron принято как официальное, хотя, конечно, в каждой стране продолжают называть мост по-своему.

** Сравните: Стокгольм — Остров со сваями. Есть и другие объяснения составляющей сток, но в том, что гольм (хольм) — это «остров», все топонимисты солидарны. Holm, разумеется, родственно нашему «холм»; разница только в том, что подножия наших holm’ов не залиты водой.

Эресуннбрун — младший, но более рослый, то есть длинный,
брат Аквалайна

Напомним, что аналогичное — мостотуннельное — инженерное решение за несколько лет до создания Эресуннбруна было применено при сооружении трассы Аквалайн в Японии. Аквалайн — 15-километровая автомагистраль, пересекающая Токийский залив с запада на восток. Движение по Аквалайну было открыто в 1997 г. На протяжении 4,4 км со стороны города Кисарадзу (с востока) магистраль идет по эстакаде, а 9,5 км со стороны Кавасаки (с запада) — в туннеле, проложенном под морским дном. Вход отрытого шоссе в туннель — на искусственном острове Умихотару (Морской Светлячок). Этот островок стал местом отдыха и полюсом притяжения туристов. (См.: И.С. Тихоцкая. Автомобильная страна//География,
№ 46/2002.)

Стоит взглянуть на физическую карту Японии, чтобы понять, что и здесь высотные решения — те же. От Кисарадзу, с гористого полуострова Босо, трасса «падает» на Токийский залив по мосту, а от «Светлячка» уходит под воду, чтобы прибыть на низменную Токийскую равнину.

 

Пеберхольм. Трасса, спустившись со «шведской» эстакады, ныряет в «датский» туннель

Пеберхольм.
Трасса, спустившись со «шведской» эстакады,
ныряет в «датский» туннель

Вот тутто и тема для главного вопроса учащимся. Почему именно так: ПОЧЕМУ СО ШВЕДСКОЙ СТОРОНЫ — ЭСТАКАДА, ВЫСОКО ПАРЯЩАЯ НАД МОРЕМ, А С ДАТСКОЙ — «ПРИНИЖЕННЫЙ» ТУННЕЛЬ? Почему не наоборот? Тутто и возможность показать ученикам, что смотреть на физическую карту отнюдь не бесполезно. Что цвета послойной окраски высотных ступеней суши о многом могут рассказать и дать ответы на вопросы. Но главное — они (не они, конечно, сами, но они как отражения географической реальности) диктуют инженерные решения. И если учитель задает вопрос: «Найдите и назовите высшую точку Дании» (а это, извините за выражение, «гора» в 173 м, Идинг-Сковхой) или «...высшую точку Швеции» (а это — уже без извинений — двухкилометровой вышины гора Кебнекайсе), — то делает это не для своего удовольствия и не для формальной тренировки детской памяти, а для пробуждения понимания мира. Конечно, у моря шведские высоты совсем не горные, но в целом шведский берег выше датского, а разумный инженерный расчет должен экономить каждый метр преодоления земного тяготения. Помножьте энергию, необходимую для подъема 1 автомобиля на 1 метр, на 10 млн ежегодно проезжающих машин!


Как найти Эресуннбрун? Очень просто: 55°35' с.ш., 12°50' в.д.

Эресуннбрун идет к наблюдателю из Швеции (от Мальмё), трасса пересекает уровень моря на Пеберхольме. Слева — оконечности Сальтхольма

Эресуннбрун идет к наблюдателю из Швеции (от Мальмё),
трасса пересекает уровень моря на Пеберхольме.
Слева — оконечности Сальтхольма