Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №8/2007

Маркеры территорий


Границу Европа—Азия
пытаются передвинуть на восток

Окраина Екатеринбурга. 17-й километр Московского тракта. В 2004 г здесь был установлен знак границы Европы и Азии. Установлен под отпущенные деньги, без серьезного обоснования, без всестороннего обсуждения со специалистами

Возле знака, знаменующего якобы самый восточный город Европы, заложен камень, привезенный с крайней западной точки континентальной Европы — мыса Рока (38° 48’ с.ш. 9° 31’ з.д.; Португалия). Фото с сайта http://eka.ekburg.ru/project/

Вид с птичьего полета на новоявленный знак и символическую полосу трансконтинентальной границы. С расширением городской территории, екатеринбургская застройка, как предполагается, пересечет эту линию и горожане будут совершать ежедневные евро-азиатские путешествия

Континент Евразия образовался из двух слившихся, Европы и Азии. «Столкнувшись», они образовали складку — Уральские горы. Географы четко указывают границу материков, в окрестностях Екатеринбурга она отмечена знаменитым гранитным обелиском под Первоуральском, в 40 км к западу от Екатеринбурга. Но власти уральской столицы решили расширить границы Европы, пододвинуть ее поближе, чтоб город стал «европейским».

— Границу проводят по водоразделу (справа все реки текут в Обь, слева — в Волгу), она проходит ровно через отмеченное под Первоуральском место. Екатеринбург, безусловно, попадает в Азию. Все остальное — от лукавого, — объясняет член-корреспондент РАН геофизик Владимир Уткин.

— Мы в прошлом году проводили конференцию по этой проблеме, — рассказывает декан исторического факультета Уральского госуниверситета Дмитрий Бугров. — Евро-азиатская граница четко определяется этнографами, историками, географами — под Первоуральском. Зоны, которые она разделяет, очень сильно различаются.

Но научная точность нужна не всем. Географическим критерием, водоразделом можно и пренебречь — в перспективе дохода. Граница — знатный туристический аттракцион. Туристам очень нравится фотографироваться одной ногой в Азии, другой в Европе, но до этой точки они доезжают редко: как правило, они посещают Екатеринбург, откуда общественным транспортом до границы не доберешься, а нанимать машину на два часа для поездки туда-обратно по разбитому старому тракту на Первоуральск — удовольствие сомнительное и недешевое. Реальная, географическая граница проходит по территории муниципального образования «Город Первоуральск». Власти этого городка в ее эксплуатации не преуспели. Несколько лет назад попытались было заработать: сдали площадку с обелиском «Европа — Азия» в аренду некоему ООО. Бизнесмены огородили границу шлагбаумами, месяц взимали по 20 рублей с каждой остановившейся машины, пока прокуратура не пресекла эту деятельность: платный проезд через кусочек государственной трассы противозаконен. Другого способа использования географии мэрия Первоуральска не придумала, и трансрегиональную точку забросила. Сейчас территория не благоустроена, усеяна битыми бутылками и мусором, оставленными первоуральскими свадьбами.

Скорее всего, такая нерачительность первоуральцев и подвигла екатеринбургские власти на географическое открытие. Они решили пододвинуть континентальную границу поближе к Екатеринбургу, на территорию муниципального образования «Город Екатеринбург», чтобы добираться до нее из центра города не час, а 15 минут. Специально для переноса и последующей эксплуатации материковой границы создали муниципальное предприятие «Столица Урала». Оно смело кроит географию.

В планах «Столицы Урала» воздвигнуть 180-метровую башню из стальных швеллеров в виде вензеля, переплетенных букв «Е» и «А», — примерно вполовину Эйфелевой. Внизу — ресторан, над ним — несколько смотровых площадок. Башня расположится над трактом, как ворота, — уже практически на окраине Екатеринбурга. Неподалеку выделены 100 га территории под строительство торгово-развлекательного центра — с казино, боулингом: чтоб шары катать через новую границу континентов. (Ксения Дубичева//Труд. 01.09.2004)

Екатеринбургский проект, коммерческий и демонстративно неуважительно настроенный к географической традиции, подвергается серьезной критике:

Имеются серьезные основания сомневаться в том, что выбранное предприятием «Столица Урала» место для установки ближайшего к городу знака границы Европа—Азия выбрано правильно. Необходимо осуществить дополнительное обсуждение этого вопроса с учеными — специалистами гидрографами, геологами и географами — сотрудниками УрО РАН, НИИ и вузов Екатеринбурга. Некорректность в установке знака, который должен быть источником привлечения зарубежных туристов, недопустима. Нельзя продавать гнилой товар! (В.А.Винер. rgo.ru)

Екатеринбуржцы, хотя и повели не совсем корректную игру в Европу—Азию, презрев географическую традицию, сослужили, однако, этой традиции хорошую службу. Они заставили взревновать первоуральцев. Ревность побудила тех посмотреть на свой старинный обелиск иными глазами, оценить привлекательность своего географического положения.

Первоуральск. Проект стелы, которую предполагают воздвигнуть рядом с существующим историческим знаком

На границе Европы и Азии в окрестностях Первоуральска появится дополнительный знак. Проект воплощается в жизнь силами Первоуральского новотрубного завода.
Задача у строителей нового историко-географического комплекса — облагородить, благоустроить и украсить территорию вокруг памятника. Еще с конца XIX в. на этом месте стоит гранитный обелиск, который в течение ста лет несколько раз облицовывался и реконструировался, однако территория вокруг памятника оставалась нетронутой. Теперь же вдобавок к старинному обелиску будет возведена 25-метровая колонна из серого полированного гранита, напоминающая Александрийский столп на Дворцовой площади Петербурга. Будет благоустроена пешеходная зона, появятся скамейки, ночная подсветка. Вокруг колонны будут образованы два полукруга. Тот, что поменьше, будет символизировать Европейскую часть, тот, что больше, — Азиатскую, там будет беседка в азиатском стиле. (ИА «Апельсин», 15.06.2006)

Первоуральский железнодорожный вокзал — остановка перед «прыжком» в Азию