Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №9/2007

Место


«Владивосток далеко,
но ведь это город-то нашенский»

(В.И. ЛЕНИН)

В.Ю. ДОБРОМЫСЛОВА
cтудентка кафедры экономической и социальной географии России
Д.Е. СЛАПОГУЗОВ
студент кафедры социально-экономической географии зарубежных стран
географический факультет МГУ

Освоение Приморского края началось с середины XVII в., именно в это время русские землепроходцы (отряд О. Степанова) впервые побывали в Приморье. Активное изучение и освоение края началось в середине XIX в. В это же время началось и активное заселение края. В 1860 г. был основан самый крупный город Дальнего Востока, центр Приморского края (до революции здесь была Приморская область Приамурского генерал-губернаторства) — Владивосток. Его основной задачей была охрана восточных рубежей нашей огромной Родины; на берегу бухты Золотой Рог был основан военный пост. В XX в., когда начали развиваться экономические связи с соседними странами, город стал выполнять важную и по сей день функцию Восточных Ворот России. Сейчас Владивосток — важнейший промышленный, транспортный, научный и культурный центр Приморья, крупнейший порт на Тихоокеанском побережье России. Сердце города — морской порт. Суда дальневосточного морского пароходства (FESCO) ходят по зарубежным морским линиям (в основном в страны Тихоокеанского бассейна) и обеспечивают связь с Сахалином, Камчаткой, Магаданской областью, Чукоткой.

На Владивостокском морском вокзале есть нечто вроде смотровой площадки, где можно посидеть на лавочке и посмотреть на прибывающие суда.

Новая партия автомобилей из Японии
Новая партия автомобилей из Японии

Из Кореи в контейнерах везут строительные материалы, из Японии — бытовую технику и подержанные автомобили, а из Китая — одежду. В свою очередь, с Дальнего Востока в эти же страны вывозятся полезные ископаемые (в первую очередь цветные металлы), а также рыба, но экспортом это назвать сложно, так как большая часть рыболовецких судов направляется прямиком в Японию или Корею, минуя российские порты.

Иногда к причалу подходят огромные белоснежные лайнеры. Обычно на них путешествуют по азиатским странам представители этих стран, и когда лайнер приходит во Владивосток, то его пассажиры оказываются как бы в Европе. Именно этот яркий контраст является изюминкой таких путешествий.

Владивосток — форпост России на Дальнем Востоке, об этом свидетельствует хотя бы то, что по числу консульств он занимает третье место в России после Москвы и Санкт-Петербурга. А в Дальневосточном государственном университете самые престижные отделения — востоковедческие.

Пляж на Маяке (южная часть Владивостока, Амурский залив)
Пляж на Маяке
(южная часть Владивостока, Амурский залив)

Приморский край расположен на крайнем юго-востоке России и занимает 165,9 тыс. км2. Владивосток занимает около 500 км2, хотя площадь застроенной территории составляет не более 100 км2. Новых зданий в городе очень мало, в основном вся застройка 1970-х годов. Создается впечатление, что на владивостокские сопки были наложены прямолинейные улицы, по аналогии с Иркутском, но Иркутск стоит на равнине, а Владивосток — довольно холмистый город. В результате улицы получились круто обрывающимися в море. Подобное характерно для Сан-Франциско.

По численности населения Владивосток самый крупный город Дальневосточного федерального округа, в нем около 587 тыс. человек. С ним может поспорить только Хабаровск (579 тыс. чел.). В целом на огромном азиатском пространстве России не так много городов, имеющих численность более 500 тыс. чел. Возглавляют этот список города-миллионеры Новосибирск и Омск, за ними следуют Красноярск и Барнаул (соответственно 917 и 631 тыс. чел. 1), причем в Красноярске число жителей увеличивается. Далее идут Владивосток (587), Иркутск (583), Хабаровск (579). А замыкают азиатскую линейку Новокузнецк (563), Тюмень (528) и Кемерово (522). Томску не хватает 13 тыс. человек до полумиллионного рубежа.

Медуза-крестовик
Медуза-крестовик

Владивосток находится на одной широте с Испанией и летом превращается в курортный город, сюда приезжают отдыхать люди с разных уголков Дальнего Востока. Очень много туристов из Китая и Японии. Стоят жаркие дни, и вода в море очень теплая.

Но именно в такое время просыпается активность у опасной гонионемы — так ученые называют ядовитую медузу-крестовика (на шляпке у медузы видны желто-коричневые полоски, расположенные в виде креста, отсюда и такое название).

Излюбленное место обитания медуз — в прибрежной полосе, на мелководье, поросшем водорослями. Ее «укус» может быть смертельным, так что прежде, чем отправляться на пляж, необходимо узнать сводку о крестовиках. Помимо прогноза погоды, жителей Владивостока летом интересует прогноз активности медуз.

Рядом с Владивостоком (30 минут на пароме) находится остров Русский, его площадь составляет 100 км2. Бывший ранее важным стратегическим объектом, сейчас он практически брошен, во многих домах — пустые квартиры. Основные причины этого — расформирование воинских частей и отсутствие связи с Владивостоком, ведь основное средство транспорта — паром, дороги нет. На этот остров по выходным владивостокцы любят ездить на пикники, там хорошие пляжи («дикие») и красивая природа. Но когда попадаешь туда, кажется, что это большая мусорная свалка: жители Владивостока не считают необходимым увозить с собой мусор, оставляют его на берегу. Очень похоже на подмосковные леса.

Сейчас разработана программа по развитию острова Русский, смысл ее заключается в том, чтобы к 2012 г. сделать остров Восточной резиденцией президента РФ. Планируется провести дорогу от Владивостока до острова и развить инфраструктуру: построить 21 гостиницу (для представителей каждой страны АТР), концертный зал, рестораны и т.д.

Попав во Владивосток, сложно понять, в какой стране ты находишься. Автомобили — японские (даже у милиции), еда, автобусы и строительные материалы — корейские, одежда — китайская.

Улица Алеутская, наиболее загруженная в городе
Улица Алеутская, наиболее загруженная в городе

Первое, что бросается в глаза, когда ты гуляешь по городу, это непривычные нам автомобили и вежливость автомобилистов. Пешеход здесь главный, он, как корова в Индии, может переходить дорогу в любом месте. И никто не посигналит и не обругает его за это. К этому быстро привыкаешь, и это расхолаживает.

Идя вдоль потока автомобилей, думаешь, что ты в Японии, но 80-х годов, так как все владивостокцы ездят на старых японских автомобилях. Встретить представителя российского автопрома — редкость. Только очень состоятельные граждане могут позволить себе «Жигули» или «Волгу», так как автозапчасти к ним здесь стоят баснословных денег, да и отремонтировать машину почти никто не сможет! По городу ездят «Волги», но они все с номерами местной администрации. В автошколах люди учатся ездить на старых «японках» с правым рулем. Проезжая мимо казино можно увидеть, что главный приз (автомобиль) с таким же рулем. На дорогах встречаются и «немцы», но тоже «объяпоненные». И после такого изобилия начинаешь думать, что правый руль — это нормально. Иногда кажется, что Владивосток — это младший брат Японии: он «донашивает» автомобили, строительную и бытовую технику.

Рынок подержанных автомобилей «Зеленый угол»
Рынок подержанных автомобилей «Зеленый угол»

Крупнейший автомобильный рынок в городе занимает площадь в несколько гектаров, расположен на сопках и окружен лесами. Называется он «Зеленый угол» или «Зеленка». Практически все владивостокцы и приезжие приобретают авто здесь. Тут огромный выбор и разные цены (от 700 до 60 000 у.е.). Найти автомобиль с привычным нам левым рулем достаточно сложно, но можно, и именно левый руль увеличивает стоимость автомобиля. На этом рынке владивостокцы приобретают и автомобили, и шины, и диски, и запчасти (тоже, кстати, подержанные).

Следующая местная достопримечательность — китайские вещевые рынки. Это город в городе. Кажется, что ты находишься в Китае: слышится китайская речь и очень ломаный русский язык, почти все продавцы — китайцы. Пробыв на рынке около 10 минут, начинаешь понимать, как себя вести с продавцами. Если вас не устраивает цена, просто разворачивайтесь и уходите. Через секунду после разворота за спиной раздаются крики продавца, снижающего цену с каждым вашим шагом. И когда вы услышите цену, подходящую вам, возвращайтесь. Распространено мнение о низком качестве китайского товара, это так, но если постараться, то можно найти хорошую и красивую вещь.

Китайский вещевой рынок
Китайский вещевой рынок

В целом город очень дорогой. Некоторые продукты стоят дороже, чем в Москве. К огромному нашему разочарованию, дешевых суси здесь нет — цены либо такие же, как в Москве, либо даже выше. Странно, ведь океан под боком и рыба в нем просто-напросто кишит.

Во Владивостоке отношение к китайцам примерно такое же, как в Москве к гражданам кавказских республик: китайцев так же постоянно останавливают милицейские патрули для проверки документов; жители соседней страны работают на самых низкооплачиваемых и непопулярных работах (на стройках и дворниками). Не редкость русско-китайские браки.

И все же, несмотря на сильнейшее влияние со стороны азиатских соседей, русский человек всегда останется русским. Пусть все рынки завалены китайскими товарами, и продавцы там китайцы, а владивостокцы не знают и не хотят знать, что такое российский автомобиль, но оказавшись во Владивостоке, не чувствуешь себя чужим: открытость, доброжелательность, широта души и маленькая доля безалаберности, свойственна всем нашим людям.

Статья опубликована при поддержке компании "Avto-Proffi", основная специализация которой - автовыкуп. В "Avto-Proffi" Вам предложат максимальные: цену на выкуп, прозрачность сделки, уровень сервиса и гарантии безопасности и минимальные: риски, потери времени и нервов. Компания осуществляет выкуп автомобилей, мототехники, спецтехники, а так же яхт и скутеров в любом состоянии: новых, битых, неисправных и бывших в употреблении по самой выгодной для клиента цене, поскольку у компании есть возможность на дочернем автосервисе "Профессионал" устранить по себестоимости имеющиеся повреждения кузова, лакокрасочного покрытия или подвески, если, конечно, они имеются на Вашем транспортном средстве. Неограниченная кредитная линия позволяет "Avto-Proffi" проводить сделки быстро и без ограничения в сумме. С подробной информацией о деятельности и услугах компании можно ознакомиться на сайте avto-proffi.ru.


1  Данные на 1 января 2005 г.