Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №10/2007

Конкурс для учащихся


Географическое пополнение

В конкурсе могут принять участие коллективы учащихся (класс, кружок, вузовская группа, группа друзей и т.п.) или отдельные ученики и студенты. Участникам, как коллективным, так и индивидуальным, требуется иметь тренера — учителя географии, методиста, вузовского преподавателя или иного квалифицированного наставника. Тренер берет на себя твердое моральное обязательство направлять работу команды или индивидуального участника, но ни при каких условиях не подсказывать и тем более не делать работу за подопечных.

Конкурс строится как бесконечная вереница туров. Задания публикуются раз в один-два месяца. За каждое правильно выполненное задание (или элемент задания) участник (индивидуальный или коллективный) получает очки, которые никогда не сгорают. Очки накапливаются тур за туром.

Можно выполнять все задания, можно — отдельные, наиболее понравившиеся, можно — лишь посильную часть задания.

Рейтинговая таблица печатается в газете «География». Участник, набравший в сумме 9 баллов, объявляется лауреатом конкурса
и получает почетный диплом. Почетный диплом высылается также тренеру лауреата. Предусмотрены и другие формы поощрения участников и тренера.

Конкурс проводится среди подписчиков газеты «География», то есть среди тех, кто всерьез решил связать свои интересы с географией. Начинать участие можно и не будучи подписчиком. Однако перед тем, как отправить дипломы определившимся лауреатам, жюри попросит выслать в адрес редакции копии подписной квитанции на второе полугодие 2007 г. Уважаемые участники конкурса и тренеры, поспешите оформить подписку на «Географию» в вашем почтовом отделении или через издательство.

Я рецензент

Летнее аналитическое задание

Конкурс с таким названием «География» проводила уже когда-то в рамках Всеобщей заочной олимпиады. Тогда наши читатели, проанализировав учебники, которые поставляются в школы, обнаружили десятки ошибок, нелепостей, проявлений неумения выражать мысли. Можно было бы надеяться на улучшение учебников, но с тех пор ситуация заметно не улучшилась. На это прямо указал в недавнем выступлении министр образования, отметив, что более половины одобренных в России школьных учебников содержат грубые ошибки и дезинформацию.

Помогите авторам. Возьмите один учебник по географии (возможно тот, по которому вы учились в этом году или годом раньше) и внимательно проштудируйте его за лето. Но уже не как ученик, а как рецензент, анализирующий, взвешивающий и оценивающий текст.

Учебник, который вы выберете для анализа, должен быть издан не ранее 2003 года и должен обязательно входить в федеральный перечень (что это такое, проконсультируйтесь у тренера).

Изучите учебник по следующим направлениям:

— удовлетворил ли учебник ваши ожидания и надежды (когда начинали изучение учебника по соответствующему курсу, вы, возможно, хотели узнать то-то, разобраться в том-то, научиться делать то-то; сообщил ли вам учебник желаемое, ответил ли на ваши вопросы, научил ли тому, чему вы хотели);

— есть ли в учебнике фактические и смысловые ошибки (какие; поправьте авторов, обратившись за консультацией по «подозрительным» местам к тренеру);

— дельный ли материал содержится в учебнике, или большая часть прочитанного прямо-таки просится быть забытой;

— много ли нового вы узнали, или значительная часть прочитанного вам и так была известна (из самостоятельного чтения, из телепередач, от родителей, из обучения в младших классах и т.п.);

— понятно ли написано, или есть фразы, смысл которых вам так и не удалось постичь;

— интересно ли было по учебнику учиться (или было скучно; учитель объяснял намного лучше);

— хорошо ли оформлен учебник, удобно ли и приятно ли было им пользоваться (или наоборот);

— помогали ли вам иллюстрации, с умом ли они подобраны, или ими, на ваш взгляд, просто затыкали дырки;

— хороши ли карты в учебнике, легко ли в них разобраться, пользовались ли вы ими, или карты в атласе лучше;

— понятно ли и грамотно ли (здесь проконсультируйтесь у тренера) выполнены и оформлены таблицы, схемы, графики;

— нет ли в учебнике внутренних противоречий и нестыковок (когда, например, в одном месте в тексте утверждается одно, на карте — другое, в таблице в приложении — третье, а в другом параграфе и вовсе четвертое о том же);

— сообщил ли вам учебник только некоторые факты или научил еще и что-то полезное делать, привел ли в движение мозги, окрылил ли идеями, вызывал ли какое-то эмоциональное отношение к изученному (другими словами, по прочтении книги вы просто стали более информированным или, кроме того, еще и более умелым, и более умным, и более чувствующим);

— что в книге раскрыто, на ваш взгляд, недостаточно (остается впечатление недоговоренности), а что, напротив, до отвращения долго разжевывается, хотя все и так уже давно понятно;

— хороши ли задания и вопросы, выполнимы ли они, и есть ли смысл их выполнять (а если есть, то в чем он: что вам дало выполнение заданий и проработка вопросов);

— на что нацелены вопросы и задания: на проверку вашей способности запомнить прочитанное, на умение делать наблюдения, выводы, выстраивать смысловые связи, на умение находить и извлекать информацию, на проверку вашей интуиции, стимулирование фантазии и творчества и т.п. (какие из вопросов и заданий самые удачные);

— реально ли овладеть текстом, выполнить все задания и т.п. за время, отведенное на изучение учебника в школе и за остающиеся на домашнее задание минуты и часы;

— и далее, по предложенным вам самим направлениям.

Все ваши суждения должны быть мотивированными, опираться на примеры. При каждом приводимом примере обязательно в скобках указывать страницу(-ы) учебника, с которой пример взят.

Форма представления

Ваша работа должна состоять из трех частей:

1. Коллекция примеров (самое хорошее и самое плохое в учебнике). Оформляется в виде таблицы. Не более 4 страниц.

2. Рецензия в виде аналитического текста. Не более 2 страниц.

3. «Классный журнал» с оценками, которые вы выставляете учебнику по разным номинациям, в пятибалльной системе. 0,5 страницы.

1. Коллекция примеров (примерная форма таблицы)

Род примера

Текст или
название карты (рисунка,
схемы и др.),
выписанный
из учебника

С какой страницы

Коммен-
тарий
(что именно
хорошо,
что плохо)

Ошибки в фактах      
Ошибки и недостатки в выражении мыслей      
Самые удачные, ясные определения явлений, объектов и т.п.      
Самые запутанные, не выявляющие сути определения      
Самые сильные, действительно обобщающие выводы      
Выводы, сделанные для видимости, не несущие конкретных мыслей      
Самые запоминающиеся фразы, дающие импульс для мысли      
Самые пустопорожние словосочетания      
Самые яркие из приводимых в учебнике примеров      
Примеры «не по делу» или неубедительные      
Самые комичные места в тексте      
Самая четкая, выявляющая суть явления карта      
Самая непонятная, бестолковая карта      
Карты с ошибками      
Самая умная схема      
Схемы, не дающие никакого нового взгляда по сравнению с текстом      
Схемы с ошибками      
Самые умные и полезные вопросы      
Вопросы «для галочки», ничего не дающие      
Самые умные задания      
Самое запомнившееся задание      
Невыполнимые задания (из-за внутренней ошибки, из-за громоздкости, из-за отсутствия достаточной информации, из-за неопределенности ответа)      
Бестолковые задания      
Задания, не имеющие отношения к географии      
Задания, которые помогли (или могут помочь) вам в жизни      
Лучшие фотографии (не просто красивые и иллюстрирующие, но помогающие понять и глубже изучить материал)      
Фотографии ни уму ни сердцу      
Самые важные открытия, которые вы сделали для себя с помощью учебника      
Банальности в учебнике (изложение того, что и так знает любой третьеклассник)      
Лучший параграф      
Худший параграф      
Фамилия(-и) рецензента(-тов):  

По некоторым позициям примеры, по вашему усмотрению, могут не приводиться, и позиции могут быть опущены.

2. Рецензия (оформление текстовой аналитической части)

РЕЦЕНЗИЯ

на учебник: Все авторы (фамилии, инициалы), название, место издания, издательство, год издания, число страниц. Указать гриф «Рекомендовано...», «Допущено...» (тренер объяснит вам, что это и где это написано)

Текст рецензии (анализ по рекомендованным выше направлениям, если они не исчерпаны в графе «Комментарии» таблицы «Коллекция примеров» (повторяться не надо). Некоторые пункты, по вашему усмотрению, можно опустить, изменить; что-то в текст рецензии можно добавить от себя.

Выводы о качестве отдельных компонентов и отдельных разделов учебника и учебника в целом.

Фамилия и имя (для команд — фамилии, имена, а также название команды, если есть) рецензента(-тов).

Класс, школа, населенный пункт, район, субъект федерации, адрес (и электронный адрес, если есть).

Подпись(-си) рецензента(-тов) (при электронной передаче файла подписи можно опустить)

Фамилия, имя, отчество тренера, должность, место работы, адрес.

Объем текстовой части рецензии — не более 2 страниц. Пишите только самое важное, то, что действительно заметили, о чем всерьез задумались, на что обратили внимание. Пустословие оценивается отрицательными баллами. Вдумчивый лаконичный текст, содержащий результаты внимательных наблюдений, анализ, аргументацию, мысли, — приветствуется.

3. «Классный журнал»

Выставьте оценки в 5-балльной системе (от единицы до пятерки, без плюсов и минусов) учебнику по следующим позициям:

Авторы учебника. Название. Место издания. Издательство. Год издания

Что оценивается

Оценка

Достоверность содержащейся информации (много ли фактических ошибок)  
Новизна (для вас) полученной из учебника информации  
Польза (для вас) полученной информации  
Интеллектуальный уровень текста (насыщенность мыслью: видно, что автор думает и понимает, о чем пишет)  
Ясность объяснения  
Четкость определений  
Сила идей, выводов, концептуальных построений, убедительность аргументов  
«Географичность» учебника  
Стиль изложения (грамотность, понятность, отсутствие или наличие пустословия)  
Художественные достоинства текста (яркие образы, «интересность», увлекательность)  
Карты и картосхемы  
Схемы, графики, диаграммы и т.п.  
Таблицы  
Вопросы  
Задания  
Темы для самостоятельных, творческих, внеклассных работ и т.п.  
Иллюстрации (фотографии, рисунки, репродукции)  
Общее оформление учебника (удобно ли для читателя размещен текст, карты, рисунки, задания, статистика, оглавление и др.; удобно ли пользоваться книгой)  

ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА УЧЕБНИКУ В ЦЕЛОМ

 
Фамилия(-и) рецензента(-тов)  

Некоторые позиции могут быть вами опущены или заменены другими по вашему усмотрению.

Успехов в работе. Помогите авторам и издателям учебной литературы. Без вас они не всегда справляются.

Сроки

Работы нужно отправить в редакцию не позднее 15 сентября (по почте: 121165, Москва,
ул. Киевская, д. 24, «География», или по электронной почте: geo@1september.ru).

На конвертах пишите, пожалуйста: «Географическое пополнение». В электронных сообщениях в графе «тема» обязательно пишите POPOLNENIE, причем непременно ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (в противном случае ваше сообщение может быть случайно уничтожено при чистке спама).