Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №12/2007

Профессиональное сообщество


Кто такой географ?

Статья В.Г. Рубина «В защиту золушки. О преподавании географии как о национальном проекте», напечатанная в «Географии», № 8/2007, понравилась. Решил для себя — знакомить с ее содержанием каждого первокурсника-географа нашего университета.

Мы действительно порой сами «задвигаем себя в угол» и стараемся не показывать свою принадлежность к науке, которой обязаны в жизни на каждом шагу. Взял после прочтения статьи старые проекты — обоснования наших курортных зон и заказников, над которыми работаем здесь, на Курганской земле. На второй странице, где идет перечень разработчиков того или иного проекта, напротив каждой фамилии читаю: «экономист», «юрист», «техник-землеустроитель», «охотовед» и т.д. Напротив себя и собратьев по цеху везде прописано — «к.г.н., доцент». Думаю, у меня никто не отбирал диплом, в котором ясно написано, что по специальности я географ, а кто такие «к.г.н.» и «д.г.н.», мы прекрасно знаем в своих кругах по именам и фамилиям. А так даже в известных и популярных изданиях — «Вокруг света», «Живописная Россия», «Мир приключений» — видишь знакомое имя, знаешь, что до мозга костей этот автор принадлежит к географической науке, но подпись «географ» отсутствует. Сразу оговорюсь, я географ не кабинетный, прошел со своими студентами Урал, Хибины, Карелию, Забайкалье, Тянь-Шань и другие места. Но для школьников и даже студентов наши многочисленные звания ничего не говорят, и многим школьным учителям приходится практически на пальцах объяснять, где конкретно пригодятся знания по географии, в какие вузы страны необходимо сдавать экзамен по нашей дисциплине; кстати, это учебные заведения не последнего порядка (возможно, я пропустил, но в самой газете «Географии» списка этих вузов не встречал, считаю, что в помощь учителям его необходимо публиковать ежегодно). Ситуация с обозначением конкретного географа в последнее время меняется в лучшую сторону за счет того, что многие учителя становятся в ряды Русского географического общества и именуют себя потом «действительными членами РГО»; само общество сейчас активизировалось, судя по многочисленному открытию своих отделений по всей России, чего не отмечаешь в отношении других подобных организаций. Многие коллеги-географы, выступая в региональных СМИ, часто не спешат обозначить себя как географа.

В апреле этого года силами студентов и преподавателей-географов мы смогли организовать фотовыставку «Мир глазами курганцев». Выставку провели в фойе областного краеведческого музея. Возможно, сюжет для некоторых читателей нового не представляет, обычно подобное проводят осенью ко Дню туризма. Новым было то, что мы выполнили к каждой фотографии краткую, сугубо географическую аннотацию. Что это за объект, почему он вызывает интерес, из чего он сложен, каковы его параметры и т.д. Практически у всех фотографий была подпись: преподаватель или студент-географ. Выставка вызвала большой интерес, вместо обещанных двух недель фотосюжеты провисели месяц.

В книге отзывов только восторженные отзывы, но один более всех задел за живое: «Где учат на географа?»! Мы получили хорошие отзывы в местных СМИ, а для себя решили в следующем году провести уже вторую выставку, но иллюстрируя каждый объект «привязкой» из космоса.

Совершенно правильно, что автор статьи напомнил нам о кабинете географии. Кстати, не у всех есть желание вернуться к чему-то «хорошо забытому». Но к хорошо забытому постепенно отошли школьные экспедиции, метеоплощадки… Когда я езжу по стране, обязательно смотрю, что интересного есть в местных кабинетах учителей географии. Так было в Каменске-Уральском, Златоусте, Смоленске, Улан-Удэ, Белгороде, Соликамске, — учителя с творческой жилкой нетрудно отыскать. Чего только у них нет: и авторские настенные карты, и электронные метеостанции, и плазменные панели, и редкие геологические коллекции. Не беспокойтесь, творчески работающий учитель у любого директора, будь он хоть трижды физик, необходимое для своей работы вырвет. Лишь бы та или иная вещь действительно имела большое значение в преподавании нашей дисциплины. В кабинете моей супруги (географа) каждый год проводится выставка фоторабот и предметов «Точка на карте». Ребятишки со всех концов света (сейчас они больше путешествуют, чем учителя) везут не только фотографии и сувениры, но и песок пустынь Объединенных Эмиратов, кусочки горных пород Ниагары, Алтая, Бештау и Карельского перешейка. Есть морские звезды Красного моря, образцы воды из Камы и Байкала, тундровая кочка Ямала. Всего не перечесть. Но самое главное, стало традицией приносить в кабинет в начале учебного года подробное описание своей «точки на карте» (с точными географическими координатами); ряд рассказов ребят потом попадает в школьную газету «Лицей».

Через подобные «точки» наша наука постепенно приходит в души ребят. У географа в его кабинете должен появиться такой предмет, который запечатлелся бы в памяти школьника на всю оставшуюся жизнь. Я запомнил из своей школьной жизни компас, нарисованный на потолке нашего кабинета; мода на подобные фрески потом прошла, но я совершенно забыл, кто был на портретах ученых и путешественников, украшавших стену, а компас помню. Сейчас привлечет внимание большой космический снимок-портрет своего микрорайона. Ни один школьный кабинет не имеет таких возможностей оформления и привлечения внимания учащихся, как кабинет географии.

В.С. ХРИСТОЛЮБСКИЙ
географ
г. Курган