Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №14/2007

Опыт


Презентация урока в День учителя географии
в Московском доме учителя 3 апреля 2007 г.

Образ Москвы
по схеме метрополитена

Б.М. СЕРГЕЕВ
учитель географии ЦО № 1666
Восточного адм. округа Москвы

В каждом городе, в каждом крупном селе есть особое достояние, предмет изучения на уроках географии — названия улиц, микрорайонов и даже остановок общественного транспорта. Топонимисты размышляют: отчего да почему они так называются. Нам же, географам, интересно не только происхождение названий, но и то, что эти названия отражают. А это могут быть и ландшафты, и особенности растительности и животного мира территории, и даже промышленная специализация.

Так, или примерно так, рассуждал ваш покорный слуга, очередной раз покачиваясь в поезде метро и уставив измученный взгляд в схему линий и станций на стене вагона, чтоб как-то скоротать время. И вот оно — озарение! Прямо здесь, в вагоне метро родился план: изучать географию Москвы с помощью этой самой схемы, которую каждый москвич видит регулярно перед собой.

А что? Атласа Москвы не существует в природе (я имею в виду не атлас для автомобилистов, а сборник тематических карт), или, вернее, он был издан к 850-летию, но осел где-то на чиновничьих полках. Нам, географам, он недоступен. ЕГЭ убивает умение этими самыми тематическими картами пользоваться. Наверное, лоббисты ЕГЭ географические атласы для школы скоро и отменят, дабы экономить бумагу. А значит, давайте поищем другие источники географической информации. Схема метро подойдет!

Предлагаю вам, уважаемые коллеги, — нет, не разработку урока. Это скорее материалы к урокам, которые вы сами можете компоновать так, как вам будет удобно. Ведь хороший урок — ручная работа, штучный товар. Повторить его невозможно, а посему сценарии уроков теряют смысл. Постарайтесь выполнить мои нехитрые задания, которые я предлагаю своим 8–9-классникам. Итак, вперед, чрез тьму туннеля! Осторожно, двери закрываются, следующая станция… РЕЛЬЕФ.

 

Рельеф

Задание. Найдите станции, в названиях которых встречаются формы рельефа.

Это станции «Воробьевы горы» и «Нагорная».

? Конечно же, гор в Москве нет. Однако какая форма рельефа зашифрована на схеме метро?

Теплостанская возвышенность.

Комментарий. Если соединить эти станции линией, то мы и увидим порог Теплостанской возвышенности. Москва-река «ударяется» о высокий берег возвышенности в районе Воробьевых гор, отталкивается к северо-востоку и, вновь «ударяясь», отталкивается уже в районе «Нагорной».

Природные зоны

Задание. Выпишите станции, в названиях которых зашифрованы растения.

Вот эти станции: «Орехово», «Полянка», «Боровицкая», «Ясенево», «Лубянка», «Новые Черемушки», «Марьина роща» и «Дубровка».

? Какие растительные сообщества представляют эти растения?

На юге — широколиственные леса («Орехово», «Дубровка», «Новые Черемушки» и «Ясенево»); на севере и в центре — смешанные (мелколиственно-сосновые) леса: «Боровицкая» (сосны), «Лубянка» (береза) и «Марьина роща» (береза или осина); по долине Москвы-реки расположены пойменные луга («Полянка»).

Вывод. Москва находится на стыке двух природных зон: смешанных и широколиственных лесов. А также представлена интразональная пойменная растительность.

Примечание. Наверное, следует оговорить в классе тот факт, что широколиственных лесов ни в Москве, ни в ее окрестностях давно уже не осталось. Названия станций даны по районам города, районы названы по имени бывших (порой известных со Средневековья) сел, а названия сел часто отражали природное окружение. Вот и встречаются в Москве реликтовые «широколиственные» названия.

Экономика

Задание. Отметьте станции с «промышленными» названиями.

«Автозаводская», «Электрозаводская», «Авиамоторная», «Текстильщики» и «Печатники».

? Какие отрасли промышленности являются отраслями специализации Москвы?

Приборостроение («Электрозаводская»), автомобилестроение («Автозаводская»), авиастроение («Авиамоторная»), легкая («Текстильщики») и полиграфия («Печатники»). Наслаивается еще энергетическое машиностроение, но станция «Динамо» связана не с одноименным заводом, а со стадионом, со спортивным обществом.

Примечание. Названия районов Печатники и Текстильщики очень старые, и в настоящее время в этих районах нет предприятий упомянутых отраслей, но эти названия, тем не менее, уместным образом отражают специализацию города.

? Какие отрасли специализации не представлены на схеме и почему?

Химия и пищевая промышленность. Пищевая — новая отрасль специализации для Москвы, а химия размещается вдали от жилых районов, для которых и строилось метро (экологический фактор размещения).

Задание. Заштрихуйте ареал размещения станций с «промышленными» названиями. Найдите закономерность в размещении промышленности Москвы и объясните ее.

Восток города. Западный перенос продувает город от выбросов промышленности, а Мещерская низина, расположенная на востоке, благоприятствует промышленному строительству.

Задание. Выпишите станции, названия которых связаны со сферой услуг. Какие отрасли они отражают?

Транспорт и связь («Речной вокзал», «Аэропорт» и «Телецентр»), спорт («Динамо», «Спортивная» и «Водный стадион»), образование («Студенческая» и «Университет»), наука («Академическая»), торговля («Охотный ряд») и культура («Театральная» и «Библиотека им. Ленина»).

Примечания. Дети часто называют и «Профсоюзную». Наверное, можно считать эту станцию отражением сферы управления.

Также, возможно, стоит пояснить значение выражения «охотный ряд», потому что ребятам эта фраза может ни о чем не сказать. А ведь речь идет о старинном торжище, каждый ряд которого имел свою специализацию. На охотном ряду, например, торговали дичью…

Комментарий. Интересно, что станций с непроизводственными названиями оказалось в два раза больше, чем «промышленных». Удивительно, но такое положение дел отражает примерную занятость экономически активного населения в Москве: в сфере услуг занято в 2 раза больше народа, чем в промышленности.

Экология

Задание. Отметьте станции, в названиях которых встречаются слова «парк», «сад» или «роща». Добавьте к ним станции, одноименные московским паркам. Что получилось?

«Филевский парк», «Битцевский парк», «Ботанический сад», «Александровский сад», «Парк культуры», «Парк Победы», «Марьина роща», а также «Измайловская», «Коломенская», «Кузьминки», «Тимирязевская», «Сокольники» и «Царицыно».

? Какого парка здесь явно не хватает и почему?

Лосиный остров — это национальный парк, то есть природоохранная территория. Конечно же, нецелесообразно к нему подводить линию метро, чтоб не беспокоить строительством его обитателей и не провоцировать большой наплыв праздной публики, ну а немногочисленные любители экотуризма смогут добраться и наземным транспортом.

? Объясните закономерность размещения московских парков.

Парки тяготеют к окраинам, где в основном расположены спальные районы, а в центре — смещены к западу для хорошего проветривания центра города и восточных промзон ветрами западного переноса.

Итак, домашнее задание для вас, уважаемый коллега. В метро ведь много станций и с географическими названиями. Их — 25, не считая строящихся линий. Сможете найти их? Не забудьте про «Савеловскую» и «Павелецкую», а также «Рязанский проспект» и «Волгоградский проспект». Учтите, что «Пушкинская» все-таки названа в честь поэта, а не подмосковного города, как и «Чеховская». А «Китай-город» вообще к географии не имеет отношения. Об этом читайте «Историю».

Готово? Теперь можно составить мини-справочник географических названий московского метро, например, по следующей схеме:

Станция

Географический объект

Справочные сведения

А еще можно нанести эти географические объекты на контурную карту и удивиться широте охвата территории географией Московского метрополитена.

А если вдруг «Географию» читаете вы, многоуважаемый Историк или Словесник, найдите известные имена и события (и даже дату!) и попробуйте придумать к ним свои задания.

Итак, уважаемый коллега, это лишь идея. Идея, проверенная в Москве, но не обкатанная еще в вашем населенном пункте. Вооружившись картой-планом, ищите и вы точки соприкосновения топонимики с географией. Дерзайте! Хорошая идея достойна воплощения.

Эти материалы можно использовать при изучении тем «Природные зоны России», «Растительность России» в 8-м классе и тем «Природа Центральной России», «Хозяйство Центрального района» и «Московская агломерация» в 9-м классе.