Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №17/2007

Педагогический университет "Первое сентября"

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ


А.А. ЛОБЖАНИДЗЕ,
Д.В. ЗАЯЦ

 

Как географические знания
помогают ориентироваться
в поликультурном мире

 

Учебный план


газеты
Учебный материал
17 Лекция 1. Культурно-религиозный фундамент как важнейший признак этноса
18 Лекция 2. Католицизм — культурный мост между Европой и Латинской Америкой
19 Лекция 3. Протестантизм — ядро Западной цивилизации

Kонтрольная работа № 1

20 Лекция 4. Православие — объединительное начало евразийского мира
21 Лекция 5. Арабо-мусульманская цивилизация
22 Лекция 6. Причудливый поликультурный ландшафт Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии

Контрольная работа № 2

23 Лекция 7. Межнациональные конфликты — глобальная проблема современности
24 Лекция 8. Роль религии в формировании культурной сокровищницы мировой цивилизации

Итоговая работа

Лекция 1

Культурно-религиозный фундамент
как важнейший признак этноса

Почему необходимо уделять внимание
изучению культуры в школьной географии?

В современной педагогической практике идет процесс заполнения памяти ученика разнообразной информацией, при этом наращивается его эрудиция, но, к глубокому сожалению, не происходит самого главного: реального включения молодого человека в контекст культуры.

В условиях современного кризиса ценностей и мировоззренческой дезориентации (причем проблема эта актуальна не только для нашей страны) необходимо сформировать у подрастающего поколения высокий уровень самосознания, базирующегося на прочном фундаменте культуры. Это требует от гуманитарных учебных предметов усиления духовной составляющей.

География, как традиционная школьная дисциплина, должна внести свою лепту в формирование культурного багажа современного ученика. Усилия учителей географии должны быть направлены на преодоление пассивной культурной позиции учащихся, на становление активного культурного начала их личности. Неоценимую помощь географам тут смогут оказать смежные школьные предметы: история, литература, мировая художественная культура, да и вообще почти все предметы гуманитарного цикла.

В отечественной географии многие сталкивались с понятием «географическая культура», предложенным В.П. Максаковским. По его мнению, географической культурой можно назвать направленность личности на познание географической картины мира как неотъемлемого компонента общечеловеческой культуры через географическое мышление, при участии географического языка.

Предлагаемый нашим слушателям курс поможет приобщиться главным образом лишь к одному из проявлений культуры — культуре религиозной. Почему выбрано именно это направление? Во-первых, потому, что религия лежит в основе большинства региональных культур. Во-вторых, религиозные символы наиболее устойчивы, наиболее живучи, и посему они могут быть использованы как индикаторы или диагностирующие признаки той или иной региональной культуры. В-третьих, в мире происходит процесс религиозного возрождения, это хорошо заметно и в современной России; именно сейчас назрела необходимость научить детей ориентироваться в поликультурном мире, в котором проживают представители разных этносов, разных религий.

В то же время наши лекции будут далеки от теологии. Мы не будем говорить, какая религия лучше, какая хуже, какая истиннее. Мы не будем скрупулезно разбирать догматику религий; нас будут интересовать только те черты религий и сформированных на их основе культур, которые впрямую соотносятся с географическим пространством, которые позволяют выявить и рельефно показать взаимообусловленность развития природы и человека. В столетие, когда полиэтничность стала нормой, когда усиливается культурная энтропия, когда планета напоминает кипящий котел, это вполне очевидно.

Каковы взаимоотношения религии и культуры?

В современном мире проблема взаимоотношений религии и культуры во многом определяет социально-культурные и общественно-политические особенности развития отдельных стран и мирового сообщества в целом. Роль религии и культуры сегодня повсеместно возрастает не только в связи с ростом национального самосознания, но и из-за необходимости устранения этно-религиозных конфликтов, когда развитие диалога, усиление межкультурных связей становится действенной альтернативой национальной вражде и религиозной нетерпимости.

Культура — понятие методологически сложное. Под культурой понимают созданный и освоенный человеком мир «второй природы», в отличие от естественной природы, которая существует сама по себе. Культура включает творческую деятельность по созиданию «второй природы», приемы и продукты (ценности) этой деятельности, способы их использования, сохранения и воспроизводства.

Слово «культура» восходит к латинскому cultura, оно подразумевало понятия «возделывание», «опека», «забота» изначально по отношению к земле, а уж затем и к душам людским. Аналогичное понимание этого термина встречаем и в словаре В. Даля: «культура — обработка, уход, возделывание; образование умственное и нравственное». Сегодня в гуманитарных науках не существует более распространенного и более многозначного понятия, как не существует и исчерпывающего определения феномена культуры.

Религия — мировоззрение и мироощущение людей, основанное на вере в высшие силы (единого Бога или богов), а также соответствующее поведение и определенные ритуалы (культ), направленные на общение со сверхъестественными силами.

Религия — элемент общественной системы и феномен культуры. Религиозные воззрения с разной степенью интенсивности проникают в мир духовной культуры каждого человека. Своими установлениями, предписаниями и запретами они регламентируют человеческое бытие: мышление и язык, семейные отношения и структуру питания, традиции и обычаи, обряды и ценности, смыслы и знания, способствуют развитию народного творчества. Религия как чрезвычайно древний компонент культуры тяготеет к традиционному и вечному, поэтому в ней наиболее выражено устойчивое, инерционное начало культуры. Даже для человека, стоящего вне религии, установки такой культуры имеют большое (но при этом далеко не решающее) значение. Стереотипы морального, нравственного поведения в разных культурах во многом интегрированы наиболее распространенными в этих культурных средах религиями, даже если большинство населения и не подозревает об этом.

В русле религии зародились многие базовые элементы материальной и духовной культуры: архитектура появилась из канонов сооружения храмовых объектов, письменность во многом понадобилась для того, чтобы сохранить священные тексты, спасти их от разночтений, требования и установления традиционной кухни часто содержат религиозный подтекст и т.д.

Похоже, нам удалось доказать кажущийся очевидным постулат: «религия — одно из важнейших звеньев культуры». На этом основании многие богословы, причем из разных религиозных школ, имеют смелость утверждать, что «вся культура — из храма, из культа». Мы не будем столь категоричны, мировоззрение современного человечества (если брать его в целом) примерно в равной степени сформировано религиозными и нерелигиозными элементами. В мировой глобализирующейся культуре появилось много внерелигиозных явлений (спорт — с близкими по форме к религиозным ритуалами Олимпийских игр, феминизм, индустрия развлечений и др.), а первоначальный смысл многих религиозных традиций (празднование дня святого Валентина, например, которое всё полнее захватывает и православный мир, и Восток, и Африку) уже во многом утрачен.

И на самом деле, понятия «культ» (от латинского cultus — почитание, уход) и «культура» (возделывание, воспитание, образование) уже в этимологии констатируют свое различие: почитание не то же самое, что возделывание. Однако несомненно одно: религия и культура тесно переплетены друг с другом.

Воздействие религии, как одной из самых распространенных форм духовной культуры, на общество осуществляется и прямо, и косвенно. С одной стороны, религиозные нормы непосредственно регулируют сферы жизни социума, с другой — опосредствованно влияют на них через другие направления культуры (морально-этическое сознание, художественно-эстетические ориентации и даже научные воззрения, которые религия стремится примирить со своими представлениями).

К какому же выводу мы в итоге можем прийти? Видимо к тому, что даже предварительная попытка очертить круг проблем, связанных со специфически культурологическим аспектом рассмотрения религии, сразу же наталкивается на трудности разного порядка. Во-первых, широта темы «Культура и религия» необъятна: все без исключения проявления религиозной жизни включены в культуру человечества, а сама религиозная жизнь неохватна в своем разнообразии. Во-вторых, если логически понятия «культура» и «религия» связаны отношениями части и целого (религия — часть культуры), то аксиологически — в сфере отношений ценности и оценки — они равноправны: не только религия может быть оценена с позиций культуры, но и культура — с позиций религии.

Как религиозный фактор влияет на формирование
и развитие этноса?

Для ранних этнических сообществ были характерны примитивность представлений и обрядов, тотемизм, культ предков, мифы о героях и вождях. Религиозные верования были примитивны, человек верил лишь в те силы, что его реально окружали, уровень абстрагирования был невелик. Между соседними народами нередко возникали конфликты не только за спорные участки земли, не только за материальные ценности (скот, деньги или их эквивалент, орудия труда, оружие и т.п.), но и за «верное» понимание той или иной религиозной нормы. Первоначальные религии можно назвать этническими, они редко выходили за пределы того этноса, в пределах которого сформировались. Глубинные языческие корни первоначальных верований угадываются даже в наиболее развитых и сложных религиозных системах.

Этнические религии сохранились и сейчас: подавляющая часть сикхов — пенджабцы по этнической принадлежности, синтоисты — это японцы, даосисты — китайцы и др.

Появление универсальных (мировых) религий оказало огромное воздействие на культуру этносов. Эти учения снизили барьер отчуждения этносов, нарушили скорлупу замкнутости, способствовали более быстрому «вызреванию» племен в народности, народностей в нации. Они стремительно, подобно своеобразной «расширяющейся Вселенной», втягивали этносы в русло общечеловеческой, наднациональной культуры. В мировых религиях особенно явственно запечатлено нечто общезначимое для разных этносов; первоначально именно мировые религии послужили фундаментом интернационализации.

Важным признаком мировых религий является география их распространения: не только по числу последователей, но и по разнообразию этносов, исповедующих эти вероучения. Отличительная особенность этих религий — пересечение ими государственных границ не только в тех случаях, когда границы разделяют одну и ту же этно-национальную группу, но и когда государственная граница проходит между различными этносами.

По всей видимости, религия — наиболее устойчивое ядро национальной культуры в различные периоды истории этноса. Уже у истоков становления этноса религия наделяла святостью его судьбу, говорила об «избранности», формулировала еще не вполне осознаваемую им «национальную идею». Вспомним миф о зарождении японской императорской династии от богини солнца Аматэрасу в синтоизме, или избираемый буддистами «путь просветления», или принимаемый мусульманами «путь покорности».

Религия являлась действенным фактором становления и укрепления национальной государственности в период расширения этнической территории. Кочевые племена на обширных пространствах Передней Азии и Северной Африки стали осознавать себя единым этносом лишь с переходом от языческого многобожия к исламу.

«Вера отцов» сплачивает этнос в годину трудных испытаний, выпадающих на долю диаспор (этнических общин, проживающих вне своей этнической родины). Наиболее красноречивым примером может служить история иудаизма в условиях рассеяния евреев по всему миру. В крайних случаях этот тип консервации религиозной культуры сопровождается самоизоляцией народности и культивированием в ее среде недоверия к иноверцам, к «чужакам». Поэтому принадлежность к иудаизму для евреев становится важнейшим этническим признаком. По их воззрениям, каждый исповедующий иудаизм является евреем.

Но, как и любой этнический признак, религия может являться не только мощным этноинтегрирующим, но и этнодифференцирующим фактором. В современном мире религиозный фактор нередко становится «козырной картой» в политических играх и межнациональных столкновениях. История формирования политической карты мира знает тому немало примеров. Раздел Британской Индии в 1946–1947 гг. происходил по религиозному, а не этническому или лингвистическому признаку. Бенгальцы-мусульмане оказались в Восточном Пакистане (ныне это государство Бангладеш), а бенгальцы-индуисты в Индии. На северном участке границы с Пакистаном в Индии был создан штат с преимущественно мусульманским населением — Джамму и Кашмир, который и шесть десятилетий спустя остается очагом острого конфликта двух ядерных держав Южной Азии. Важно отметить, что «исламское единство» не помешало отделению Бангладеш от Пакистана, так же как и провалу планов объединения Египта и Сирии в единое арабское государство.

Каковы источники знаний и методы исследований
географии культуры?

Культура народа может проявляться не только в эпосе и в верованиях, но и в облике самых обыкновенных домов, стоящих в селах, в одежде, в прическе и украшениях, даже в том, какие занятия предпочитают представители этноса. Конечно, современные люди, особенно в городской среде, редко надевают национальные костюмы, поют народные песни и соблюдают старинные обряды, но есть моменты — национальные и семейные праздники (свадьба, рождение ребенка и др.), когда собравшиеся вместе представители этнической группы осознают себя как единое целое.

Даже при унификации образа жизни в условиях крупного города этнокультурные различия могут проявляться во многих элементах повседневного ритуала. Например, проснувшись ранним утром в Нью-Йорке, американец предпочтет апельсиновый сок или кофе, китаец — зеленый чай, а араб в священный месяц Рамадан и вовсе может отказаться до наступления сумерек даже от воды. За обедом китаец воспользуется традиционными палочками и, скорее всего, выберет свою национальную кухню, а японец или кореец — свою. Даже спящие люди обнаруживают этнокультурные различия: малаец подложит под голову деревянную вогнутую скамеечку на коротких ножках, а индиец — мягкий валик под колени.

Этническую культуру обычно принято подразделять на материальную и духовную. Материальная культура включает в себя реально существующие предметы (одежда, украшения, орудия труда, посуда, жилище и т.д.). Духовная культура представляет собой информацию, которая заключена в коллективной памяти этнической группы, передается из поколения в поколение и проявляется в определенных формах поведения. Духовная культура состоит из истории этноса, традиций, символов, значений, способов коллективного проживания. К духовной культуре относят фольклор (устный, песенный, танцевальный), систему религиозных верований и представлений о природе и окружающем мире, традиционную кухню, определенные накопленные стереотипы и образы, связанные с соседствующими культурными сообществами.

Источники знаний о культуре многообразны. Для многих, прежде всего, это личные впечатления. При этом даже не нужно ехать по турпутевке осматривать собор святого Петра в Риме или знакомиться с полудикими племенами в Африке. Каждый из нас может провести на досуге простейшую этнографическую экспедицию и выбраться в старинный квартал своего же города или добраться до ближайшей деревни, где понаблюдать, какие наличники украшают окна, услышать деревенскую речь, отведать сельского борща или щей. Порой маршруты познания бывают более сложными и экстремальными: для того чтобы доказать культурные связи доколумбовой Америки с Океанией и Африкой, норвежский исследователь Тур Хейердал на бальсовом плоту «Кон-Тики» и папирусной лодке «Ра» пересекал Тихий и Атлантический океаны. А опирался он в своей гипотезе на устный и письменный фольклор индейцев, который в его случае послужил весомым источником знаний. Для изучения культуры обязателен исторический поиск, без него не ясен временной контекст сегодняшнего состояния того или иного этнического общества, любые выводы, сделанные без учета исторической координаты, будут неточными и конъюнктурными.

Методы исследования географии культуры в целом общенаучны: полевой (вспомним, как студент Шурик из популярной кинокомедии «Кавказская пленница» записывал обряды, сказки и тосты), сравнительный, исторический, статистический, картографический (самый высший, так как именно на его уровне происходит обобщение и закрепление исследовательского материала). Все они могут быть связаны в единую цепь: этнографическая экспедиция выезжает на место, чтобы проследить, в каких поселениях используется тот или иной способ обработки земли, затем ее участники статистически обрабатывают по каждому поселению распространенность этих способов, сравнивают с подобными данными по другим районам и с цифрами, полученными предыдущей экспедицией лет двадцать назад, и в итоге картографы строят тематическую карту использования земель для данной местности.

Как проводить границы между
этнокультурными регионами?

В условиях современного мира всё чаще говорят об унификации культуры. В процессе исторического развития, при конвергенции (сближении) культур, различные этнокультурные элементы (язык, религия, музыка, кухня, архитектура, одежда) постепенно становятся достоянием всего человечества. Глобализация проявляется в повсеместном распространении «Кока-колы» и фастфуда, альбомов модных музыкальных групп и книг про Гарри Поттера. Японские рестораны теперь можно посетить не только в Японии или в местах компактного проживания японской диаспоры. Сегодня география отдельных культурных элементов не совпадает с географией этносов.

Тем не менее традиционная культура не исчезает. Даже в такой изменчивой своей части, как женская мода, она упорно сохраняет этническую специфику. И если в Европе и Северной Америке это не столь заметно, то в Азии, Латинской Америке и Африке она имеет куда более устойчивые национальные формы. Женщины острова Калимантан вытягивают мочки ушей до плеч с помощью массивных серег. В некоторых районах Нигерии обряд инициации девушки сопровождается нанесением разрезов на груди с последующим вживлением в эти разрезы камешков, образующих выпуклый рисунок. В Эфиопии женщины некоторых этносов еще в детстве прорезают нижнюю губу и вставляют в нее деревянное блюдце. Стоит ли говорить о разнообразии женских причесок: от бритых голов у масаев до сотен косичек, украшающих головы представительниц других народов Тропической Африки.

Интерпретация территории с точки зрения культуры, на первый взгляд, дело неблагодарное, поскольку до сих пор ведутся споры о том, обусловлена ли культура территорией или наоборот, территория обусловлена культурой. Крайние трактовки представляют собой географический детерминизм («всё то, что есть в культуре, определяется природой») и географический нигилизм («человек — существо общественное, влияние природных факторов на него незначительно»).

В качестве одного из подходов к районированию региональных культур предлагается выделение природно-культурно-географических комплексов. Границы культурных регионов формировались на ранних стадиях их становления и, по сути, являются физико-географическими границами (побережья морей, горные хребты, широкие реки, труднопроходимые пространства пустынь и тропических джунглей и др.).

Существует распространенное мнение о том, что духовная составляющая культуры определяется в первую очередь исповедуемой религией. Поэтому зачастую этнокультурные регионы выделяются по конфессиональному признаку. Такой подход использует и известный американский политолог С. Хантингтон, и ЮНЕСКО в своем районировании.

Этнокультурный регион часто имеет в своей основе ядро древней цивилизации, сформировавшееся в ходе интенсивного общения различных этносов. Одна из задач районирования состоит в выделении таких ядер — центров формирования цивилизаций мирового значения (таблица). Цивилизации могут быть расположены на территории сравнительно компактно (индуистская, православная) или разбросаны (протестантская в Европе, Северной Америке, Южной Африке, Австралии и Новой Зеландии). Компактность территории упрочает связи субкультур внутри этнокультурного региона.

Рассчитывать на создание своего этнокультурного региона может лишь сильная культура с мощным религиозным стержнем. Одной специфичности, уникальности, несхожести здесь мало. Например, проживающие в присахарской части африканской Республики Мали догоны отличаются от всех без исключения этносов планеты тем, что поклоняются Сириусу и его звезде-спутнику. Догоны специфичны, но свой этнокультурный регион они образовать не могут, так как, во-первых, малочисленны, во-вторых, занимают небольшую территорию, в-третьих, их культура мало известна в мире.

Известный исследователь этнокультурных миров, сын двух выдающихся русских поэтов — Л.Н. Гумилев писал, что единственно верный девиз устойчивого сосуществования народов в полиэтничном пространстве — «В мире, но порознь». Вражда и кровопролитие начинаются как раз тогда, когда людям внушают, что они одинаковые.

При таком подходе становится очевидным, что каждый этнос представляет определенную культурную ценность, так как вносит свой вклад в общемировую «копилку» цивилизаций. Достижения внеевропейских культур не менее значимы для мирового прогресса, чем «цивилизованных европейцев», опередивших в политико-экономическом смысле своих конкурентов лишь в эпоху Великих географических открытий.

Таблица

Этнокультурные регионы мира


на карте
Этнокультурный
регион
Занимаемое
пространство
Религиозный
фундамент
Ядро этнокультурного
региона
1 Римско-католический Южная Европа, Латинская Америка, Филиппины Католицизм Рим
2 Протестантский Северная и Средняя Европа, Северная Америка, Южная Африка, Австралия, Океания Протестантизм Размыто в виду молодости этнокультурного региона
3 Славянско-православный Восточная Европа, Балканы, Сибирь,
север Дальнего Востока, часть Закавказья
Православие

Константинополь,
с XV в. — Москва

4 Арабо-мусульманский Передняя и Средняя Азия, часть Южной и Юго-Восточной Азии, Северная Африка Ислам Мекка и Медина
5 Буддистский Центральная и
Юго-Восточная Азия
Буддизм Тибет
6 Индуистский Индия, Непал,
север Шри-Ланки
Индуизм Долина Ганга
7 Конфуцианский Восточная Азия Конфуцианство, даосизм и буддизм Великая Китайская равнина
8 Синтоистский Япония Синтоизм и буддизм Японские острова
9 Африканский (потенциальный) Тропическая Африка Местные традиционные верования; переосмысленные католицизм, протестантизм и ислам

 

Вопросы и задания

1. Приведите примеры этнических религий.

2. Какие исторические примеры показывают этноинтегрирующую роль религии, а какие этнодифференцирующую?

3. Назовите конкретные элементы материальной и духовной культуры, бытующие у русского этноса.

4. Какие источники знаний и методы исследований географии культуры вы могли бы использовать, если бы вам предложили создать школьный этнографический музей?

5. Объясните, почему Африканский этнокультурный регион назван потенциальным?