Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №23/2007

Корреспонденция


Рефераты по географии

Реферат, в основе своей, — вторичный текст, представляющий собой изложение содержания оригинала словами учащегося. Следовательно, работа по написанию реферата основывается на изучении первоисточника, который либо предлагается учителем, либо выбирается учащимся. Проверка на соответствие этому правилу, возможно, позволит избавиться от порочной практики составления рефератов из фрагментов, набранных из одного или нескольких источников. Одна из причин списывания или, точнее, «перекачивания» готовых рефератов, на наш взгляд, заключается в кажущемся большом объеме предполагаемой работы. Не каждому взрослому под силу самостоятельно написать текст на 20—25 машинописных страниц. Именно формальный критерий — объем работы — подталкивает к переписыванию готовых текстов.

В классическом реферате автор не высказывает собственного мнения о прочитанном первоисточнике, чтобы не повлиять на самостоятельность мнения другого потенциального читателя. В структуру учебного школьного реферата, на наш взгляд, необходимо ввести часть, в которой его автор высказывал бы свое отношение к рассмотренному, лучше изученному им материалу. Тем самым ученик будет пытаться выявлять точку зрения другого автора и отделять ее от своей собственной. Можно предложить следующую структуру учебного реферата:

1. Вступительная часть: краткая информация об изучаемом первоисточнике и его авторе, при необходимости — сведения о времени или причинах написания реферируемой работы.

2. Главная (собственно реферативная) часть: изложение основного содержания работы, мнений и суждений автора, результатов проведенного исследования.

3. Заключительная часть. В ней автор реферата высказывает свои суждения о прочитанном.

При подготовке реферата необходимо оговорить с учащимися требования к оформлению.