Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №24/2007

Педагогический университет "Первое сентября"

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ


А.А. ЛОБЖАНИДЗЕ,
Д.В. ЗАЯЦ

 

Как географические знания
помогают ориентироваться
в поликультурном мире

Учебный план


газеты
Учебный материал
17 Лекция 1. Культурно-религиозный фундамент как важнейший признак этноса
18 Лекция 2. Католицизм — культурный мост между Европой и Латинской Америкой
19 Лекция 3. Протестантизм — ядро Западной цивилизации

Kонтрольная работа № 1

20 Лекция 4. Православие — объединительное начало евразийского мира
21 Лекция 5. Арабо-мусульманская цивилизация
22 Лекция 6. Причудливый поликультурный ландшафт Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии

Контрольная работа № 2

23 Лекция 7. Межнациональные конфликты — глобальная проблема современности
24 Лекция 8. Роль религии в формировании культурной сокровищницы мировой цивилизации

Итоговая работа

 

Лекция 8

Роль религии в формировании культурной сокровищницы мировой цивилизации

Религия — один из признаков этноса, наряду с языком, этническим ареалом, материальной и духовной культурой, самосознанием и самоназванием. Разные религии создают различные сочетания форм культуры, которые сравнительно однородны в границах этнокультурных регионов. Любая религия — это не просто попытка с духовных позиций объяснить законы существования мира, но и система взаимоотношений между людьми, базирующаяся на определенных этических принципах. Этой системой руководствуются в своем поведении не только верующие, но и атеисты, живущие в пределах того или иного конфессионального ареала. Религия формулирует и поддерживает развитие и воспроизводство культуры человечества, поэтому ни одна из религий не может быть деструктивной.

Каждый из этнокультурных регионов внес свою лепту в мировую культуру. В повседневной жизни мы, иногда о том и не подозревая, пользуемся достижениями разных национальных культур. Каждый человек, считающий себя образованным, должен знать о разнообразии региональных типов культур на нашей планете, о том, какой след они оставили, чем удивляют в настоящее время. Довести до молодых людей такую важную информацию — одна из миссий современного учителя географии.

Выдающиеся культурные ценности, составляющие достояние всего человечества, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) включает в список объектов Всемирного наследия. Они расположены на территории всех этнокультурных регионов, но их плотность различна в разных частях планеты (карта на
с. 24–25). Наиболее наработан «культурный слой» в регионах древнего освоения: в Европе, Северной Африке, на Ближнем Востоке, в Индии, Китае.

Римско­католический этнокультурный регион

Главный вклад этой региональной культуры в мировую цивилизацию — латинский язык и латинский алфавит.

Конечно же, латинская письменность не является изобретением христиан-католиков. Она возникла еще в античное время (примерно в VII в. до н.э.) и представляет собой развитие финикийского и греческого алфавитов1. Латинский язык тоже изначально не был христианским. Но, избрав центром своей вселенской церкви Рим, Папы вывели латынь на позиции главенствующего языка католических богослужений и богословских споров.

Ныне латынь — это, безусловно, самый известный и самый используемый из мертвых языков. Уже как минимум полтора тысячелетия на нем не говорит ни один этнос, но распространенность латинского языка в научных кругах, особенно в сферах философии, биологии, медицины и теологии, весьма велика. На латыни писали свои труды итальянец Томмазо Кампанелла (1568–1639), англичанин Томас Мор (1478–1535), француз Рене Декарт (1596–1650), голландец Эразм Роттердамский (1469–1536).

На основе латинского языка сформировались романские языки Южной Европы: итальянский, французский, португальский, испанский и др. Да и во многих других языках (германских, славянских, тюркских и многих других) можно найти заимствования из латыни, ставшие интернациональными. Латинскими по происхождению являются такие привычные нам слова, как майор, акваланг, мемориал, навигация, натуралист, оккупация, номинал, окуляр, медицина, оптимизм, пьедестал, аквариум, экскурсия. Латинскую письменность использует большинство современных языков.

Огромный вклад в мировую сокровищницу внесла эпоха Возрождения. Возрождение (ренессанс) в основном затронуло те страны, где ныне преобладает католическое население — Италию, Францию, Бельгию, Нидерланды и др. С одной стороны, искусство Возрождения — с его акцентом на светский характер, возвращение к античной культуре, антропоцентризм — вступало в определенный конфликт с устоявшимися веками канонами католической церкви. С другой стороны, это направление в искусстве было тесно связано с религией, а пышность форм выражения художественного замысла была чужда морали протестантов, выступавших за упрощение религиозного культа.

Протестантский этнокультурный регион

Культура этого региона имеет все основания на то, чтобы называться основой глобализованной массовой культуры. Законодателями мод в современной культуре выступают США и Великобритания — протестантские страны; понятно, что они не могут не транслировать остальным странам мира свои сложившиеся художественные традиции.

Главенствующим направлением развития современной культуры протестантского этнокультурного региона является постмодернизм. Постмодернизм — результат отрицания отрицания. В начале ХХ в. модернизм, отвергая классическое, академическое искусство, обратился к новым художественным формам, однако по прошествии ряда лет сам стал классикой. Это привело к возникновению нового этапа художественного развития в виде постмодернизма.

Сформировавшись в эпоху бума информационных и коммуникационных технологий, постмодернизм несет на себе печать плюрализма и ничем не ограниченной свободы, в художественном проявлении вылившихся в эклектизм. Постмодернизм лишен формальных границ. Его характерная особенность — объединение в рамках одного направления и даже одного произведения стилей, образных мотивов и приемов, заимствованных из арсенала различных эпох, регионов и субкультур. Постмодернисты часто включают в контекст своих произведений достижения региональных культур в виде пародии, шутки, гротеска, широко используя приемы художественного цитирования, коллажа, повторения. Постмодернизм как бы уравнивает их, создавая единое мировое культурное пространство, при этом происходит своеобразное экуменическое движение (см. лекцию 3), объектами которого выступают не конфессии, а художественные направления. Это не всегда по душе представителям традиционных культур. Постмодернизм затронул все виды культуры: литературу, архитектуру, живопись, музыку, театр. Однако наибольшего распространения он достиг через киноискусство. Наиболее характерные представители постмодернистов в кинематографе США — режиссеры Вуди Аллен, Дэвид Линч и Квентин Тарантино.

Для описания культурной специфики региона необходимо упомянуть феномен массовой культуры, которая понимается как насаждение глубоко коммерческих образцов, частая демонстрация которых призвана приносить суперприбыли. Именно в американской культурной среде возникло понятие мейнстрима (в переводе с английского — «главный поток») — преобладающего направления в какой-либо области культуры, наиболее популярного и коммерчески прибыльного. Для мейнстрима характерно использование неглубоких по своей художественной ценности приемов, привлекающих внимание аудитории, например, показа сцен насилия и секса.

В искусстве США, Великобритании, Скандинавских стран закрепились элементы психоделии. Эту культурную концепцию можно свести к стремлению получения новых знаний и ощущений без целенаправленных действий в окружающем пространстве, а в статичном положении, в результате медитативного психофизического опыта. В психоделическом искусстве можно увидеть много явных и неявных заимствований из религиозных традиций Азии и Африки (буддизм, индуизм, шаманизм, анимизм), которые по современным представлениям определяются как психоделические (нирвана в понимании представителей этого направления искусства — классический пример психоделического опыта). Наиболее яркие представители психоделии в музыке конца ХХ в. — «Pink Floyd», «The Doors», Джимми Хендрикс; в литературе — писатель и одновременно ученый-антрополог Карлос Кастанеда.

Славянско-православный этнокультурный регион

Православие стало одним из главных факторов, сформировавших культуру Византии, Греции, восточно- и южнославянских стран. Именно православие распространило составленный монахами Кириллом и Мефодием кириллический алфавит на значительную часть его современного ареала. Исторические города России, Украины, Белоруссии, Греции, Сербии, Болгарии, Румынии, Молдавии, Грузии немыслимо представить без куполов церквей и силуэтов колоколен. К шедеврам мировой архитектуры справедливо относят собор Святой Софии в Константинополе (ныне музей Айя-София), Софийские соборы в Новгороде и Киеве, храм Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире, храм Василия Блаженного в Москве, Казанский собор в Петербурге, деревянную Преображенскую церковь в Кижах, собор Светицховели в Мцхете (Грузия). Константинопольская София стала образцом для строительства больших купольных храмов в разных странах Европы, причем не только православных. Узнаваемые архитектурные черты Софийского собора несет на себе, например, собор Святого Марка в Венеции. На протяжении более тысячи лет, вплоть до окончания строительства собора Святого Петра в Риме, Софийский собор оставался самым большим христианским храмом в мире.

Византийская традиция явственно угадывается и в канонах иконописи. Для православного верующего иконы — символы, таящие в себе частицы божественной энергии. Православная традиция не допускает писания икон с живых людей и требует четкого соблюдения канонов. Фигуры на иконах пишутся плоскими, неподвижными, лица бесстрастными. Золотой фон иконы символизирует божественный свет. Силуэты не отбрасывают теней, так как теней нет в Царствии Божием.

Священное значение для русских православных имеют Владимирская, Казанская, Тихвинская, Иверская, Смоленская и другие иконы Божией матери и списки (копии) с них. Всемирно известны работы иконописцев Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия. В 1988 г. Андрей Рублев был причислен Русской православной церковью к лику святых.

Несмотря на то, что православие не допускает использование музыкальных инструментов при богослужении, духовная музыка имеет богатую традицию и глубокие корни. Духовные произведения писали и многие известные русские композиторы, например, П.Чайковский, М.Глинка, С.Рахманинов.

Кириллическая письменность (кириллица) была создана на основе греческой специально для славянских языков. Старейшие кириллические памятники — надписи Мостича и царя Самуила в Болгарии (Х в.); памятники бытовой переписки — берестяные грамоты, найденные в большом количестве при раскопках в Великом Новгороде. Для кириллицы Кирилл и Мефодий специально создали буквы, отсутствовавшие в греческой азбуке и необходимые для передачи соответствующих славянских звуков (например, У, Ш, Щ). В 1708–1710 гг. Петр I ввел вместо художественно более богатой, но плохо приспособленной для чтения славянской вязи близкий к современному «гражданский» шрифт.

Кириллическая письменность принята для половины славянских языков: русского2, белорусского, украинского, сербского, македонского, болгарского. Она используется для языков народов, живущих во внутренней части Евразии и испытавших сильное культурное воздействие со стороны русских, — например, для казахского, киргизского, таджикского, монгольского языков. Кириллический алфавит продолжает использоваться в молдавском языке в непризнанной Приднестровской Молдавской Республике. Все языки народов России, кроме карельского, также имеют письменность на основе кириллицы. Стремление некоторых из них (например, татар) перейти к латинице сдерживается на административном уровне3. Для лучшей передачи письменностью фонетических особенностей языков в кириллицу вводятся новые буквы и диакритические (то есть дополнительные) знаки, например, є, ї, љ, ћ, ґ.

Арабо-мусульманский этнокультурный регион

Когда заходит речь о влиянии ислама на искусство, обычно указывают на запрет изображения живых существ. С самого момента возникновения ислам поддерживал иконоборческую тенденцию, вызванную преодолением многобожия. В Коране кумиры (скульптурные изображения древних племенных богов) названы «наваждениями сатаны». Мусульманская культурная традиция решительно отвергла возможность изображения божества. «Несчастье тому, — указывается в комментариях к Корану, — кто будет изображать живое существо! В день последнего суда те, кого художник представил, сойдут с картины и придут к нему с требованием отдать им душу. Тогда этот человек, не могущий дать своим созданиям ду?ши, будет сожжен в вечном пламени. Берегитесь изображать Господа или человека, а пишите только деревья, цветы и неодушевленные предметы».

Важную роль в искусстве народов Арабского Востока играет орнамент — «музыка для глаз». Восходящий в своей основе к классическим античным мотивам, арабский орнамент — арабеска получил распространение в Средневековье. Первоначально в арабеске преобладали растительные мотивы, позднее получил распространение гирих — линейно-геометрический орнамент, построенный на сложном сочетании многоугольников и многолучевых звезд.

Общие для многих народов арабо-мусульманского этнокультурного региона особенности архитектуры связаны в основном с господствующими природно-климатическими условиями. В планировке и архитектуре жилищ особое место занимают внутренние дворы и защищающие от палящего солнца террасы. Традиционные строительные материалы — камень и глина, дерево используется редко. Зодчие оттачивают свое мастерство на разнообразных по формам арках и куполах.

Архитекторы Арабского Востока создали особые типы монументальных культовых и светских строений: мечети, вмещающие сотни и тысячи молящихся; минареты — башни, с которых правоверные сзываются на молитву; медресе — здания мусульманских духовных училищ; караван-сараи и крытые рынки; дворцы правителей; городские укрепления с крепостными стенами, башнями и воротами.

Традиционный арабский город имеет характерный облик. Центральная часть — медина (от арабского «город») лежит в пределах старой городской границы, маркированной, как правило, кольцом городских стен. В пределах медины часто имеется укрепленная цитадель — касба. Медине свойственна скученность, нехватка места. Улицы часто узкие и кривые, дома низкие, в один-два этажа, с плоскими крышами, ведь снега в арабских странах почти никогда не бывает. В медине расположен и центральный городской рынок (сук), и главная пятничная мечеть. В современных городах арабо-мусульманского этнокультурного региона за пределами центральной части нередко выстроены новые кварталы европейского облика. Они выполняют промышленные, административные, торговые и образовательные функции. Здесь преобладают многоэтажные здания, улицы относительно широкие, хорошо озеленены.

Наиболее известные города Мусульманского мира, вошедшие во Всемирное культурное наследие ЮНЕСКО, — Марракеш и Фес (Марокко); Алжир (Алжир); Тунис, Сус и Кайруан (Тунис); Каир (Египет); Дамаск и Халеб (Сирия); Сана (Йемен); Исфахан и Бам (Иран); Дженне и Томбукту (Мали) и др. Жемчужины мусульманской архитектуры имеются и за современными пределами этнокультурного региона: в Испании (Гранада, Кордова), Индии (ансамбль Тадж-Махал в Агре). На территории СНГ выдающиеся ансамбли в арабско-мусульманском стиле сохранились в Дербенте, Хиве, Самарканде, Бухаре, Шахрисабзе.

Во всем мире известны сказки «Тысячи и одной ночи», появившиеся в Средневековье в арабских странах и позже переведенные на европейские языки. Из арабского языка во многие языки мира, в том числе и русский, заимствованы математические термины (цифра, алгебра, алгоритм), названия звезд (Алголь, Альтаир, Альдебаран, Денеб), а также слова алкоголь, зенит, сель, азимут, тариф.

Буддистский этнокультурный регион

Созерцательному по своей сути буддистскому искусству свойственно слияние художественных форм с природной средой. Храмы и пагоды часто кажутся естественными образованиями, повторяющими формы гор, холмов или выветренных скал, они распускаются на их склонах подобно диковинным цветам. Комплекс строений буддистского монастыря организован по единому плану: монастырь окружен стеной и обычно ориентирован главными воротами на юг. Расположение зданий внутри монастыря не определено жесткими канонами, оно может меняться из-за особенностей рельефа, но всегда должно предполагать ритуальный обход вокруг монастырских строений по часовой стрелке.

Видное место в буддистской архитектуре занимают ступы и пагоды. Ступы бывают полусферической, башнеобразной или колоколообразной формы. В духовной системе буддизма ступа рассматривается как модель Вселенной. Она символизирует «импульс жизни», нирвану. Архитектурные особенности ступ в каждой стране определяются местными традициями, однако в плане они должны быть обязательно круглыми или квадратными.

Живописные изображения Будды, бодхисаттв, буддистской символики (ваза, скипетр, чаша для подаяния, лук и стрелы, четки, колесо закона, цветки лотоса, свастика и др.) можно видеть практически в каждом буддистском храме. Буддистские иконы-танка — основной вид традиционного изобразительного искусства. Ваяние представлено, главным образом, скульптурами и рельефами будд и многочисленных божеств.

Самый большой буддистский памятник на планете — храмовый комплекс Боробудур, расположенный на острове Ява в Индонезии. Его название переводится с санскрита как «буддистский храм на горе». Боробудур построен как огромная ступа, у которой восемь ярусов: пять нижних — квадратные, они отражают этапы жизни Будды; три верхние — круглые, они представляют мир духа. На верхнем ярусе вокруг вершины большой ступы расположены 72 малые ступы, внутрь них помещены скульптуры Будды. Прибывающие в Боробудур паломники семь раз обходят вокруг каждого яруса по часовой стрелке, прикасаясь к каждому Будде.

Чань-буддизм (дзэн-буддизм) — одна из наиболее известных духовных практик махаяны (напомним, что махаяна и тхеравада — две наиболее распространенные ветви буддизма). Эта форма буддизма широко распространена в Китае и Японии, она отводит ведущую роль в познании мира созерцанию и медитации. Чань-буддисты в Китае и дзэн-буддисты в Японии убеждены, что внутренний мир человека отражается, как в зеркале, во всем том, что он наблюдает. В этой форме буддизма большое развитие получили искусства каллиграфии, ландшафтного дизайна (сады камней, икебана и др.), боевых единоборств (особенно широко известна школа китайского буддистского монастыря Шаолинь).

Индуистский этнокультурный регион

Периодически проходящая в Индии Кумбха Мела4 (в переводе с санскрита — «праздник кувшинов») — самый крупный по числу участников религиозный праздник в мире. Кумбха Мела связана с индуистским мифом о борьбе между богами и демонами за золотой кувшин с напитком бессмертия. Вначале им завладели демоны-асуры, но Джаянта, один из богов, превратившись в огромную птицу, схватил сосуд и полетел на небо. Преследуемый асурами, Джаянта четырежды останавливался отдохнуть и при этом ставил драгоценный сосуд на землю, пролив по капле священного напитка в четырех городах — Хардваре (в верховьях Ганга), Праяге (ныне Аллахабад), Удджайне (в центральной Индии) и Насике (в западной Индии, к северо-востоку от Бомбея /Мумбаи/). Полет Джаянты длился 12 божьих дней, равных 12 человеческим годам, поэтому полная Кумбха Мела проводится раз в 12 лет, частичная Кумбха Мела — каждые три года. Раз в 144 года празднуется великая Кумбха Мела. Раз в три года частичная Кумбха Мела проходит в одном из четырех городов.

Наибольший наплыв паломников случается при проведении Кумбха Мелы в городе Праяг (переименован мусульманским правителем из династии Великих Моголов Акбаром в Аллахабад — «город Аллаха») при слиянии земных рек Ганг и Джамна и текущей в четвертом измерении и потому невидимой обычному человеку Сарасвати. Праздник длится 40 дней, в течение которых необходимо совершать ежедневные омовения в водах рек5, участвовать в массовых молитвах, соблюдать строгий пост (символ принятия поста — бритье головы). У слияния Джамны и Ганга всего на несколько недель появляется многомиллионный палаточный город со своими улицами, магазинами, водопроводом, электричеством, полицейскими участками и даже пассажирским транспортом. Через Ганг сооружается несколько понтонных мостов. Максимальное число паломников на Кумбха Меле бывает в день, когда звезды выстраиваются таким же образом, как и в день появления из океана сосуда с напитком бессмертия. На полной Кумбха Меле в 2001 г. присутствовало 30 млн паломников.

Важнейший вклад индийской культуры в мировую цивилизацию — знаки цифр; без них нельзя представить нашу жизнь. Цифры, называемые арабскими, происходят от индийских символов для записи чисел. Именно в Индии в V в. было открыто и формализовано понятие нуля, которое и позволило перейти к позиционной записи чисел. Арабы, торговавшие со всеми азиатскими странами, восприняли индийские цифры и приспособили их к арабскому письму. С X — XIII вв. эта система записи чисел стала применяться и в Европе.

Образ жизни Индии известен в мире благодаря, главным образом, индийским кинофильмам. Индийская киноиндустрия — крупнейшая в мире; по числу ежегодно создаваемых фильмов она опережает США. В стране, где около половины населения все еще неграмотно, кино — один из основных источников информации и важнейшее средство пропаганды. Не случайно популярные киноактеры (особенно играющие роли положительных героев) нередко уходят в политику и становятся государственными деятелями.

Конфуцианский этнокультурный регион

Напомним, что в пределах региона развит феномен китайской национальной религии, слагаемыми которой являются конфуцианство, даосизм и буддизм (лекция 6).

Из даосизма происходит фэншуй — знаменитая практика организации жизненного пространства. Она пытается постичь сложную систему взаимодействий между силами природы и человеком. Только при благоприятном сочетании природных сил участок земли считается подходящим для строительства, а комната пригодной для проживания. Полагают, что знание основ фэншуя помогает грамотно распланировать интерьер дома6. Именно даосскими специалистами по фэншуй впервые был изобретен компас. Древнее китайское искусство саморегуляции организма цигун — также даосская практика.

Важная цивилизационная заслуга региона — разработка и распространение цикличного 12-летнего китайского календаря, более известного во всем мире как «восточный календарь». Он является комбинацией циклов по 5 лет («небесные ветви»; годы под знаками дерева, огня, земли, металла, воды) и по 12 лет («земные ветви»; годы крысы, быка, тигра, кролика, дракона, змеи, лошади, козы, обезьяны, петуха, собаки, кабана), которые полностью повторяются через 5 · 12 = 60 лет7. Начало года привязано к новолунию, поэтому новый год приходится на разные дни по григорианскому календарю.

Иероглифы китайской письменности соответствуют слогам, произнесенным с особым музыкальным тоном. В зависимости от тона значение слова может меняться. Начертание иероглифов складывается из стандартных черточек (их может быть от одной до 28), повторяющихся в различных комбинациях. Сложные иероглифы — комбинация простых знаков, употребляющихся и самостоятельно. Общее число иероглифов в китайской письменности достигает 50 тыс. В современном китайском языке используется около 7 тыс. иероглифов. Оканчивающий начальную школу должен знать 3,5 тыс. иероглифов.

Синтоистский этнокультурный регион

В последние годы в мире происходит самый настоящий «японский бум», в моду входит всё японское. В разных городах мира популярны японские рестораны, предлагающие национальные блюда из риса и морепродуктов — суси (суши), сасими (сашими), такояки, а также соевый творог тофу, блюдо из кусочков поджаренной курятины якитори и васаби — приправу из японского хрена.

Всё большее распространение и признание неяпонцев получают элементы японской нематериальной культуры — короткие лирические стихотворения (хайку, или хокку); японские рисованные мультфильмы, рассчитанные уже больше на подростковую и взрослую аудиторию (аниме); японские черно-белые комиксы (манга) и даже специфичная японская поп- и рок-музыка (J-Pop и J-Rock). В Японии зародилась всемирная забава караоке (пение появляющегося на экране текста под фонограмму).

Число иероглифов японской письменности значительно меньше, чем китайской, — около 15 тыс. Иероглифы заимствовались из Китая в VI—VII  вв. и лишь единицы скомпонованы в самой Японии. Кроме них, еще в далеком прошлом (ранее XII в.) потребовалось введение двух графических вариантов слоговой азбуки (по 47 слоговых букв): хираганы (для записи служебных частей слов, звукоподражательных слов) и катаканы (для записи заимствований). В 1946 г. в Японии произошла кардинальная реформа письменности: число иероглифов в общей печати сократилось до 1800, начертание 700 упростилось, было рекомендовано писать отмененные иероглифы буквами. Японцы пишут без пробелов сверху вниз, располагая строки справа налево.

Африканский этнокультурный регион

Этот регион пока еще формируется, его характерные черты размыты. Страны Тропической Африки (Африки к югу от Сахары) испытывают культурные влияния со стороны арабо-мусульманского, протестантского и католического культурных миров. Но и за африканской культурой имеются свои приоритеты. Они проявляются, главным образом, в музыкальной культуре: такие направления современной музыки, как джаз, блюз и регги, непосредственно базируются на африканских ритмах. Культурная значимость региона проявляется и в широко распространившихся в мире афро-христианских культах. Культ вуду представляет собой синтез африканской магии и католицизма, он в наибольшей степени распространился в Гаити, на Кубе, в Бразилии. Еще одна афро-христианская система верований — растафарианство — зародилась на Ямайке в среде бывших невольников-африканцев. Приверженцы этого культа — растафари, или растаманы, считают, что представители белой расы неверно восприняли христианское Священное Писание и узурпировали власть. Выход видится в возвращении к «золотому веку» черной расы. Растафари воспринимают как землю обетованную Эфиопию — древнейшую христианскую страну Тропической Африки (см. лекцию 4), обожествляют эфиопскую императорскую фамилию (династия Соломонидов, считавшая своим родоначальником царя Соломона), широко используют цвета эфиопского флага — красный, желтый и зеленый. Благодаря музыкальному стилю регги движение растафари распространилось по всему миру, во многом утеряв свою религиозную и расистскую основу.

Вопросы и задания

1. Влияния каких этнокультурных регионов в своей жизни вы ощущаете наиболее сильно?

2. Каково ваше мнение, есть ли у национальных культур шансы устоять перед экспансией глобализованной массовой культуры?

3. Как вы думаете, больше выигрывает или теряет та страна, которая находится на перекрестке культур, на границе ареалов религий?

4. Как вы представляете дальнейшее развитие этнокультурных регионов? Не потеряют ли они своей актуальности в том случае, если большинство их населения будет неверующим?

5. Приведите примеры расположенных на территории этнокультурных регионов объектов Всемирного культурного наследия, не связанных с доминирующими в пределах этих ареалов художественными традициями. Чем можно объяснить эти несоответствия?

ИТОГОВАЯ РАБОТА

Итоговая работа проводится в форме урока. На этом уроке вы должны показать, как именно вы учите детей ориентироваться в современном поликультурном мире. Урок проводится по любой выбранной вами теме, затрагивающей культурное разнообразие нашей планеты.

По итогам проведения урока в Педагогический университет «Первое сентября» необходимо выслать следующие документы и материалы:

Цели урока

1. Дать представление об одной или нескольких региональных культурах.

2. Обратить внимание учащихся на поликультурность мира и на равнозначность и равноценность всех культур для мировой цивилизации.

3. Научить учащихся взвешенному отношению к иным культурам, способствовать лучшему усвоению ими родной культуры.

Тип урока

Можно провести урок по изучению нового материала, можно заострить внимание на обобщающем повторении в конце изучения какого-либо крупного региона планеты. Лучше всего урок проводить в 7-м или 10-м классе при изучении географии зарубежных стран, но можно провести занятие и с восьми- и девятиклассниками. В этом случае объектом изучения станут региональные культуры многонациональной России.

Содержание урока

При подготовке урока обратите свое внимание на следующее:

1. Подбирайте содержательный материал сообразно возрастным особенностям учащихся.

2. Избегайте непочтительных и уничижительных оценок культур иных народов. Даже если некоторые из них выглядят в глазах европейца XXI в. примитивными, все они сыграли значительную роль в развитии человеческой цивилизации.

3. Обязательно используйте на уроке карту. Показывайте на ней все те объекты и ареалы, о которых вы говорите с учениками. В противном случае у ребят не возникнет четкой пространственной привязки этих объектов.

4. По возможности сделайте урок наглядным: покажите предметы, связанные с той или иной культурой (или их изображения), репродукции картин, фотографии архитектурных памятников и окружающих их ландшафтов. Уместны будут и записи национальной музыки, описания блюд национальной кухни и т.д.

5. Ни в коем случае не нужно давить на учащихся, пытаться представить им какую-либо культуру или религию как «лучшую». Не превращайте урок географии, на котором присутствуют дети из семей разных вероисповеданий, не говоря уже об атеистах, в занятие в церковно-приходской или коранической школе.

1. Справку о проведении урока, подписанную руководителем образовательного учреждения.

2. Заполненный купон, помещенный на с. 22, или его копию.

3. Краткое описание урока (не более 2 страниц), в котором особое внимание уделите тому, на каких примерах можно показать поликультурность современного мира и необходимость изучения культуры и традиций народов.

4. Анализ урока (не более 2 страниц), в котором нужно ответить на вопросы: что удалось сделать на уроке; что не получилось; какие моменты были сразу поняты учащимися; при усвоении каких моментов возникли затруднения.

5. Рефлексия учащихся: 1—2 отзыва учащихся об уроке.

6. Ваше мнение о курсе «Как географические знания помогают ориентироваться в поликультурном мире»:

— что курс помог вам увидеть, понять, узнать, чему помог научиться;

— что из материала курса доступно для детей и хорошо ими усваивается;

— что вы готовы применять на практике в учебном процессе из лекционного материала курса;

— какие темы курса можно развить и дополнить;

— общая оценка предложенного курса;

— другие ваши комментарии.


1 Направление латинского письма первоначально было справа налево и — на следующей строке — слева направо и т.д., после IV в. до н.э. — только слева направо. Форма букв в основном установилась в I–V вв. н.э. Первоначальный алфавит включал 20 букв: А, B, C, D, E, F, H, I, К, L, M, N, O, P, Q, R, S, T, V, X. Буква С в латинском языке употребляется для обозначения звуков [k] и [g], звук [k] может передаваться буквами С, К, Q (подобное двойное чтение перешло и в некоторые другие языки, воспринявшие латиницу, например в английский язык). Около 230 г. до н.э. была введена буква G. Буквы Y и Z дополнили алфавит в начале I в. до н.э. специально для передачи слов греческого происхождения. Регулярное употребление букв J, U и W относится только к эпохе Возрождения. На основе латинского алфавита была создана система записи цифр (римские цифры: I, II, III, IV, V, X, LX, CM и т.д.).

2 Русский алфавит, как известно, состоит из 33 букв, до 1918 г. их было на четыре больше: существовали упраздненные ныне «и десятеричное», «ять», «фита» и «ижица». Буквы Й и Ё не входили в раннюю кириллицу и были введены позднее, соответственно в 1735 и 1797 гг. До петровской реформы письменности буквы славянской азбуки несли функцию цифр. Так цифровое значение буквы А («аз») было 1, В («веди») — 2, Г («глаголь») — 3 и т.д. Для того чтобы отличить на письме буквы от цифр, над последними рисовался специальный значок — титло.

3 В 1920-х годах алфавиты народов СССР строились на основе латиницы, считалось, что она лучше учитывает особенности языков и к тому же сможет приблизить мировую революцию. Существовали планы перевода на латинскую письменность и русского языка. Однако с середины 30-х до начала 40-х годов все языки Советского Союза (кроме эстонского, латышского, грузинского и армянского) были переведены на кириллическую графическую основу.

4 О Кумбха Меле читайте: С.В. Рогачев. Самый большой сгусток людей на Земле был отмечен в 2001 г. у слияния Ганга и Джамны//География, № 16/2002. С.Ю. Ригин. Пурна Кумбха Мела — один раз в 12 лет//География, № 5/1996.

5 По поводу числа омовений и очередности их проведения нередки споры и столкновения между представителями различных каст. Эти конфликты обычно завершаются разгонами и арестами, а для предотвращения ритуальных самоубийств в водах Джамны власти обычно мобилизуют сотни водолазов.

6 Фэншуй признает существование внутри дома потоков энергии ци («подобной ветру»). Важно не пустить «вредоносное ци» в дом, правильно располагая двери, мебель, или отражая поток ци с помощью зеркал, или рассеивая его с помощью деревьев, цветов, декоративных элементов. В помещении не должно быть мест застоя ци, нефункциональных углов, длинных проходов, неэстетичной мебели.

7 2008 г. по китайскому календарю будет годом желтой земляной крысы.