Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №7/2008

Я иду на урок


Музейная педагогика

М.В. ВЫЖИГИНА
зав. сектором Центра музейной педагогики
Государственного музея истории Санкт-Петербурга

Л.В. ТАРАСОВА
методист Санкт-Петербургской академии
постдипломного педагогического образования

Л.С. БОГОМАЗ
учитель географии средней школы № 463
Санкт-Петербурга

Мы живем в удивительном городе, обладающем особым магнетизмом. Он притягивает десятки тысяч туристов, которые не перестают восхищаться его красотой. Осознают ли наши дети, живущие в Петербурге, что это счастье и удача жить, учиться, работать в нем? Как воспитать в ребенке сознание того, что город страдает и радуется, вдохновляет, помогает в трудную минуту, формирует характер, выдержку, силу воли?

Статья опубликована при поддержке типографии "Новый Формат". Печать и издание книг - обложка на мелованной или дизайнерской бумаге, мягкий (КБС, скоба, пружина) или твёрдый переплёт, черно-белая или полноцветная печать, глянцевая, матовая или тонированная бумага. Онлайн консультант поможет Вам создать свою идеальную книгу, а с помощью калькулятора стоимости печати Вы сможете рассчитать стоимость книги. Уникальный подход к каждому клиенту, низкие цены, гарантия качества, бесплатный дизайн обложки книг, доставка по России. Посмотреть подробную информацию об услугах типографии Вы сможете на сайте: http://Типография-Новый-Формат.рф.

Музейная педагогика учит понимать Петербург, бережно относиться к нему и его истории, культуре. Задачей музейных педагогов является формирование у молодого поколения городской культуры, бережного отношения к своему городу, памятникам культуры и архитектуры.

Важно, чтобы молодое поколение воспринимало родной город не как отвлеченное понятие, а как часть своей биографии, судьбы, своего «Я». Если это переосмысление состоится, то мы забудем такие понятия, как вандализм, безразличие, равнодушие, а чувство сопереживания за судьбу своего города станет естественным для каждого его жителя.

Каждая школа решает эти вопросы по-своему: в некоторых вводят ежемесячный день духовного здоровья, планируют экскурсии, посещение музеев. Рекомендуем экскурсии по краеведению нашего города.

6-й класс

Музей хлеба

Петропавловская крепость

Геологический музей

Школьный музей малых планет

Саблинские водопады

Пулковская обсерватория

Планетарий

Кронштадт

7-й класс

Музей Арктики и Антарктики

Ботанический сад

Музей этнографии (Кунсткамера)

Зоологический музей

Планетарий

Океанариум

Русское Географическое общество

8-й класс

Русский музей

Музей почвоведения

Военно-морской музей

Горный музей

Пулковская обсерватория

Ботанический сад

Зоологический музей

Автобусная экскурсия по своему району

Музей быта

Пригороды Санкт-Петербурга

9-й класс

Музей этнографии народов России

Историко-краеведческий музей

Музей обороны и блокады Ленинграда

Музей железнодорожного транспорта

Музей связи

Музей игрушки

10-й класс

Музей истории религии

Музей этнографии (Кунсткамера)

Эрмитаж

Школа № 463 Выборгского района также ведет работу с музеями, состоящую из нескольких этапов.

I. Подготовительный

Учитель проводит инструктаж, как использовать музейное пространство в качестве источника информации для получения новых знаний, как грамотно оформить отчет. Учитель акцентирует внимание учащихся на поведении в музее.

II. Основной

Непосредственная работа в музее. Преподаватель должен учесть потенциал музея: доступность экспозиции для школьников, возможности ее восприятия, адресность.

III. Заключительный

Закрепление полученной в музее информации, использование ее при подготовке конференций, обобщающих, бинарных уроков, внеклассных мероприятий.

Работа в музее может иметь различные формы. Многолетний опыт показал бесполезность обзорных экскурсий по всей экспозиции музея. Предпочтение следует отдать циклам тематических лекций и экскурсий.

Другая форма работы — поисково-исследовательская с использованием маршрутных листов. Такая форма не является новой, она была еще в 40-е годы прошлого столетия. Задания для учащихся играют роль путеводителя, что позволяет поддерживать внимание и интерес ребят к данному виду деятельности. Например, рассмотреть и дать описание экспоната; найти экспонат по описанию; сравнить экспонаты; сделать рисунок и сопоставить его с подлинником, высказать свое мнение, написать, что понравилось и что не понравилось. Задания такого формата учат извлекать знания из первоисточников, пользоваться аннотациями, ориентироваться в музейной среде.

Музейный урок. Он похож на обычный урок, но проводится не в помещении школы, а в музее. Учащиеся становятся активными участниками происходящего действия. Музейный урок, например, можно провести с семиклассниками в музее Арктики и Антарктики по теме «Антарктида». Камерная обстановка зала Антарктики позволяет сделать это интересно и содержательно.

Договоры с музеем предполагают длительное взаимодействие образовательного учреждения и данного музея. Такая форма предусматривает составление программы обучения и пошагового освоения музейного пространства. Итогом могут быть зачетные занятия, пресс-конференции и т.д.

Музей выходного дня. Это одна из самых любимых форм работы у учащихся. Наша школа 18 лет сотрудничает с Государственным музеем истории С.-Петербурга. С первого класса не только учащиеся, но и родители включены в освоение музейного пространства, они вместе посещают музей и учатся работать с его экспозициями. Задания составляются с учетом возраст-ных особенностей и носят занимательный характер.

Работа в музеях города формирует у учащихся не только знания об окружающем мире, но и расширяет для них образовательное пространство, воспитывает у школьников любовь к прекрасному, к природе, к нашему родному Санкт-Петербургу.