Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №9/2008

География России и стран ближнего зарубежья


Школьники выявляют ошибки
российской картографии

Группа учеников калужской школы № 22 под руководством учителей В.Н. Батышовой и О.Е. Моисеевой при поддержке управления образования г. Калуги и Всероссийского детского и молодежного центра аэрокосмического образования (ВДМЦ АКО) им. С.П. Королева провела исследовательскую работу, посвященную Гжатскому тракту. Это старинный торговый путь из Юхнова в Гжатск (на границе нынешних Смоленской и Калужской обл.; Гжатск — ныне Гагарин), соединявший южные хлебные районы с бесхлебным севером страны.

К настоящему времени дорога не сохранилась на всем протяжении. Школьники собирали старинные карты, нашли по спутниковым снимкам оставшиеся участки дороги и предприняли летом туристические походы по тракту.

Обелиск павшим воинам 33-й армии под командованием генерала М.Г. Ефремова у деревни Алферово в районе Гжатского тракта. Весной 1942 г. для выхода из окружения на Угре бойцам оставалось 2 км, но из-за отсутствия танков и тяжелого вооружения они не смогли прорваться

Развитие Гжатского пути начинается со времен Петра I, который издал указ о строительстве на реке Гжати пристани для вывоза товаров из юго-западных и центральных районов в Северную столицу. Из Калуги, Мещовска, Мосальска, Сухиничей товары везли в Юхнов, а потом по Гжатскому тракту к пристани. Множество крестьян занималось подвозом товаров к Гжатской пристани. С пристани грузы высокой водой отправлялись вниз по Гжати, затем в Вазузу, Волгу, а далее через Вышневолоцкую или др. водные системы на северо-запад.

Первый же хлебный караван, прибывший в Санкт-Петербург с Гжати, спас от голода тысячи строителей Ладожского канала. Гжатская пристань стала «житницей Петербурга».

В годы Отечественной войны 1812 г. вдоль Гжатского тракта действовал партизанский отряд Дениса Давыдова и юхновские ополченцы, благодаря чему Юхновский уезд не был разорен армией Наполеона.

Существование тракта заканчивается в ХХ в. Транспортный путь изображен на русских картах издания 1911 г. В годы Великой Отечественной войны копии этих карт использовали части вермахта при наступлении на Москву в октябре 1941 г.

По данным немецких оперативных карт 1941 г., части моторизованной дивизии СС «Райх», захватив Юхнов, прошли по Гжатскому тракту из Юхнова на Гжатск, перерезали Минское шоссе и 9 октября вошли в Гжатск, сформировав кольцо вокруг окруженных под Вязьмой советских сил.

В ходе контрнаступления под Москвой в январе—марте 1942 г. на Гжатском тракте снова развернулись кровопролитные бои, в результате которых 33-я армия генерала Ефремова, прорвавшаяся к Вязьме, попала в окружение. Гитлер в директиве от 15 января 1942 г. требовал, чтобы при отводе немецких войск «дороги Юхнов—Гжатск—Зубцов—Ржев оставались свободны в качестве поперечной связи сзади фронта», однако удержать Гжатский тракт на всем протяжении гитлеровцам не удалось. Окончательное освобождение пришло в марте 1943 г.

Война стала катастрофой для края. После двухлетней оккупации и ожесточенных боев окрестные деревни были разорены или сожжены, а местные жители угнаны в Германию. Города Гжатск и Юхнов превращены в развалины. Отступая, гитлеровцы поджигали деревни и взрывали церкви.

Некоторые участки Гжатского тракта послужили основой современных автодорог, в других местах движение по тракту затруднено даже на внедорожниках. На местности тракт угадывается среди заросшей травы по наличию насыпи и посадкам деревьев. Трассу еще можно отследить на детальных космических снимках.

О прошедшей войне до сих пор напоминают обелиски, следы от воронок, заросшие окопы и остатки колючей проволоки в лесу. Бывшие деревни, отмеченные на старых картах, сегодня превратились в отдельные дворы, а то и вовсе в погосты.

В 2003 г. на месте уничтоженной гитлеровцами на Гжатском тракте деревни Никитино, известной с XVI в., установлен поклонный крест.

Часть старинного торгового пути сегодня проходит по территории национального парка Угра, где в здании бывшего Беляевского лесничества открыт музей Гжатского тракта.

В своих исследованиях калужские школьники столкнулись с удивительными «вольностями» современных российских картографов. Так, в региональном атласе Калужской области 2002 г. на месте начала Гжатского тракта у города Юхнова, показана автодорога с асфальтовым покрытием, пересекающая реку Угра через мост.

Изучив побережье Угры в районе Юхнова, школьники установили, что моста здесь нет очень давно, много десятилетий. Как нет и асфальтированной трассы сразу за переправой (дорога начинается через несколько километров).

Атлас издан 439-й центральной экспериментальной военно-картографической фабрикой, расположенной в Москве. На обложке атласа указано, что фабрика — ведущее предприятие топографической службы ВС РФ. Можно только гадать, почему картографы решили «нарисовать» мост.

Интересно, что военные карты советской эпохи, доступные сегодня в Интернете, отражали реальность гораздо точнее, чем труды их российских последователей. На старой советской карте Генерального штаба ВС СССР 1985 г. (М. 1:200 000) мост через реку Угру в районе Юхнова отсутствует, а сам Гжатский тракт показан грунтовыми и лесными дорогами.

По материалам
Алексея КУЧЕЙКО//R&D.CNew