Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №6/2009
История исследований и люди науки

З. Ф. И.

ОТКРЫТИЕ

Парадокс. Эти океанические острова открыла морская экспедиция австрийцев — нации, не имеющей выхода к морю. Да еще на судне, названном в честь австрийского адмирала. В те времена, правда, Австрия в Европе контролировала совсем другую территорию, чем теперь.

Юлиус Пайер. Назад — никогда! Драматический эпизод полярной экспедиции. 1892. Музей военной истории. Вена. Открыватель З. Ф. И. Юлиус Пайер получил потом известность как художник, автор полотен на полярные темы.

 

Эта земля была открыта в 1873 г. австрийской экспедицией под руководством лейтенантов Юлиуса Пайера и Карла Вайпрехта. Случайно.

Целью экспедиции было обнаружение Северо-Восточного прохода из Атлантического океана в Тихий. Специально построенное деревянное паровое судно «Адмирал Тегетхоф» вышло из германского Бремерхафена 13 июня 1872 г. 21 августа у западного побережья Новой Земли судно вмерзло в лед и вместе с ним стало дрейфовать на северо-запад. Спустя год, 30 августа 1873 г. льды привели «Адмирала» к берегам, предсказанным Ломоносовым, Шиллингом и Кропоткиным, З. Ф. И. —  ИМЯ, .

Цитата. Около полудня мы стояли, облокотившись о борт корабля, и бесцельно глядели в туман, который то тут, то там начинало разрывать. Внезапно на северо-западе туман рассеялся совсем, и мы увидели очертания скал. А через несколько минут перед нашими глазами во всем блеске развернулась панорама горной страны, сверкающей своими ледниками. В первое время мы стояли точно парализованные и не верили в реальность открывавшейся перед нами картины. Затем, осознав наше счастье, мы разразились бурными криками: «Земля, земля!» Нам подарил ее каприз пленившей нас льдины... Нас привела сюда случайность.

Ю. Пайер

 

Юлиус Пайер (1841—1915) и Карл Вайпрехт (1838—1881) на Земле Франца-Иосифа. Австрийская памятная монета серии «Австрия в открытом море». 2005

Исследовательское судно «Адмирал Тегетхоф». Названо в честь адмирала Вильгельма Фрайхера Тегетхофа, под началом которого Вайпрехт служил в австрийском ВМФ — «Кригсмарине».

 

Граф Йохан Непомук Вильчек (1837—1922), известный как Ханс Вильчек, австро-венгерский подданный, главный спонсор австрийской полярной экспедиции Пайера и Вайпрехта. Его вклад в снаряжение экспедиции был намного больше, чем следующий по величине вклад — венгерского графа Зичи.

В честь Вильчека названы остров и земля, входящая в З.Ф.И. (есть и Земля Зичи).

В честь своего монарха обнаруженную сушу австрийцы назвали Землей Кайзера Франца-Иосифа. Обнаруженную, но еще не потроганную ногой.

Лишь спустя два месяца, когда дрейфующее со льдами судно вмерзло в береговой припай, участники экспедиции смогли высадиться на берег небольшого острова на юго-востоке архипелага. Остров назвали в честь графа Вильчека, субсидировавшего экспедицию (впоследствии он стал президентом Австрийского географического общества)*.

Потом — полярная ночь, начавшаяся цинга, охота на белых медведей. С появлением солнца — исследования архипелага.

В мае 1874 г. экспедиция покинула остававшийся в ледовом плену «Тегетхоф» и на санях по льдам, преодолевая полыньи на шлюпках, за 96 дней добралась до Новой Земли. Там им посчаст-ливилось встретиться с артелью поморов во главе с Ворониным**. Приняв пострадавших на борт своей шхуны «Николай», он доставил их в норвежский порт Вардё. Оттуда австрийцы, на 812-й день от начала экспедиции, вернулись на родину.

Для австрийской экспедиции, как и для многих исследователей, стремившихся в те годы к полюсам, такие путешествия были в значительной мере экстремальным спортом для богатых. Насколько те подвиги чужды и непонятны были народу, с юмором показал чех Ярослав Гашек, некогда тоже подданный Франца-Иосифа.

 

Цитата

— Помнится, поговаривали, что у Австрии есть колонии, проронил Швейк, — где-то на севере. Какая-то там Земля императора Франца-Иосифа.

— Бросьте это, ребята, — вмешался один из конвойных. — Нынче вести разговор о какой-то Земле императора Франца-Иосифа опасно. Самое лучшее — не называйте имен.

— А вы взгляните на карту, — перебил его вольноопределяющийся. — На самом деле существует Земля нашего всемилостивейшего монарха, императора Франца-Иосифа. По данным статистики, там одни льды, которые и вывозятся на ледоколах, принадлежащих пражским холодильникам. Наша ледяная промышленность заслужила и за границей высокую оценку и уважение, так как предприятие это весьма доходное, хотя и опасное. Наибольшую опасность при экспортировании льда с Земли Франца-Иосифа представляет переправа льда через Полярный круг. Можете себе это представить?

Конвойный пробормотал что-то невнятное, а начальник конвоя, капрал, подошел ближе и стал слушать объяснения вольноопределяющегося. Тот с глубокомысленным видом продолжал:

— Эта единственная австрийская колония может снабдить льдом всю Европу и является крупным экономическим фактором. Конечно, колонизация подвигается медленно, так как колонисты частью вовсе не желают туда ехать, а частью замерзают там. Тем не менее с улучшением климатических условий, в котором очень заинтересованы министерства торговли и иностранных дел, появляется надежда, что обширные ледниковые площади будут надлежащим образом использованы. После постройки нескольких отелей туда будут привлечены массы туристов. Необходимо, конечно, для удобства проложить туристские тропинки и дорожки между льдинами и накрасить на ледниках туристские знаки. Единственным затруднением остаются эскимосы, которые тормозят работу наших местных органов…

Капрал слушал с интересом. Это был солдат сверхсрочной службы, в прошлом батрак, человек крутой и недалекий, старавшийся нахвататься всего, о чем не имел никакого понятия. Идеалом его было дослужиться до фельдфебеля.

— …не хотят подлецы эскимосы учиться немецкому языку, — продолжал вольноопределяющийся, — хотя министерство просвещения, господин капрал, не останавливаясь перед расходами и человеческими жертвами, выстроило для них школы. Тогда замерзло пять архитекторов-строителей и...

— Каменщики спаслись, — перебил его Швейк. — Они отогревались тем, что курили трубки.

— Не все, — возразил вольноопределяющийся, — с двумя случилось несчастье. Они забыли, что надо затягиваться, трубки у них потухли, пришлось бедняг закопать в лед. Но школу в конце концов все-таки выстроили. Построена она была из ледяных кирпичей с железобетоном. Очень прочно получается! Тогда эскимосы развели вокруг всей школы костры из обломков затертых льдами торговых судов и осуществили свой план. Лед, на котором стояла школа, растаял, и вся школа провалилась в море вместе с директором и представителем правительства, который на следующий день должен был присутствовать при торжественном освящении школы. В этот ужасный момент было слышно только, как представитель правительства, находясь уже по горло в воде, крикнул: «Gott strafe England!» Теперь туда, наверно, пошлют войска, чтобы навести у эскимосов порядок. Само собой, воевать с ними трудно. Больше всего нашему войску будут вредить ихние дрессированные белые медведи.

— Этого еще не хватало, — глубокомысленно заметил капрал...

Ярослав Гашек.
Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны
 

Австрийская экспедиция покидает «Тегетхоф», вмерзший во льды. По рисунку Юлиуса Пайера

* В честь него названа еще и группа островов во главе с очень крупным. Это Земля Вильчека на востоке З. Ф. И.

** Федор Иванович Воронин — дед знаменитого советского капитана ледокольного флота Владимира Ивановича Воронина, зверопромышленник, мещанин Сумского Посада (ныне в Карелии, восточнее Беломорска).

TopList