Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №10/2005

Город


Торговая площадь, Северная Эспланада и Кафедральный собор

Торговая площадь,
Северная Эспланада и Кафедральный собор

 


ХЕЛЬСИНКИ

В.Л. МАРТЫНОВ
доктор геогр. наук,
профессор Российского государственного
педагогического университета им. А.И. Герцена
Санкт-Петербург

Рисунки Вейко Ройнинена

Хельсинки — самая посещаемая российскими туристами зарубежная столица. Главное достоинство этого города — близость. Около 400 км от Санкт-Петербурга, примерно 1000 км — от Москвы. Город не производит впечатления «столицы мира» и не пытается ею казаться. Это очень милая «провинциальная» европейская столица. Но понять Хельсинки, как и любой другой город, из окна туристского автобуса невозможно. Достопримечательностями финская столица вроде бы небогата, однако город чрезвычайно интересен как единое целое. Интересен очень удачным и органичным соединением прошлого — всех эпох своего существования и настоящего — природы и общества.

Туры в Хельсинки предлагают сотни туристических фирм, но программа всех этих туров удручающе однообразна: обзорная экскурсия с показом трех памятных мест — Сенатской площади, памятника Сибелиусу и «Церкви в скале», посещение аквапарка «Серена» и торгового центра «Итякескус». И все. Естественно, что у подавляющего большинства туристов остается совершенно неправильное впечатление, что это вообще все, что есть интересного в столице Финляндии.

Для финнов главная улица Хельсинки — Эспланада, бульвар, отходящий от Торговой площади. Это, собственно, не одна улица, а две — Северная Эспланада и Южная Эспланада. На Северной Эспланаде неподалеку от Торговой площади находится Информационное бюро по туризму в Финляндии, на Южной Эспланаде — то же, но города Хельсинки. В обоих есть буклеты, путеводители, планы Хельсинки на русском языке, причем совершенно бесплатно. Самый интересный проспект «Хельсинки: пешком по городу», где чрезвычайно подробно расписан чуть не каждый дом в центральной части города. Текст этого путеводителя вместе с картинками выложен на сайте www.tournet.ru, причем картинки снабжены «лейблом» этого сайта. Гуляя с таким путеводителем и планом по Хельсинки, узнать можно очень много. И не только о Хельсинки, но и о Финляндии вообще, и об отношении к России. Так, очень мило обозначено происхождение названия улицы Маннергейма: «Улица названа в 1942 г. в честь 75-летия маршала Маннергейма», а абзацем ниже, там где речь идет о памятнике «Три кузнеца», говорится: «На самоRм памятнике и постаменте — следы от бомбежек Хельсинки во время Второй мировой войны». Но речь идет о тех временах, когда Финляндия, фактическим руководителем которой был Маннергейм, воевала на стороне гитлеровской Германии, и бомбы, падавшие на Хельсинки, были советскими, они сбрасывались на столицу профашистского государства — и сбрасывались в качестве абсолютно справедливого возмездия!

Крепостные сооружения в Суоменлинне

Крепостные сооружения
в Суоменлинне

Бульвар Эспланада очень красив, и архитектурные эпохи на нем меняются предельно наглядно. Здания ближе к морю (Торговой площади) строились в начале XIX в., но по мере удаления от моря стиль меняется — от ампира к модерну — так же, как менялись архитектурные стили на протяжении позапрошлого столетия. В конце бульвара — здания, построенные уже в начале ХХ в. На самом бульваре — несколько скульптур, ряд которых открывается скульптурой «Хавис Аманда» («Морская нимфа»), поставленной на Торговой площади в 1908 г. Скульптура стала предметом национальной гордости не только жителей Хельсинки, но и всей Финляндии. Каждый год 30 апреля скульптура украшается студенческой фуражкой, а после чемпионата мира по хоккею 1995 г., когда Финляндия завоевала чемпионский титул, ее одели в форму хоккейной сборной Суоми. Маленькие памятники или скульптуры разного вида и назначения — очень характерная черта не только Хельсинки, но и многих других городов Европы, например Стокгольма. На Эспланаде ряд этих памятников и скульптур завершается очаровательной скульптурой «Сказка и жизнь».

Эспланада и примыкающие к ней кварталы — это сердце Хельсинки. Аналогия далеко не всегда бывает уместной, но Эспланада и Сенатская площадь в Хельсинки в чем-то схожи с Невским проспектом и Дворцовой площадью в Санкт-Петербурге. Главные улицы в обоих случаях — это средоточие жизни города, а главные площади — главным образом экскурсионные объекты. На Эспланаде расположены дорогие магазины и отели, несколько обменных пунктов, где безо всяких проблем меняют любую валюту, в том числе и российские рубли. Иногда вызывает удивление то, что у табличек с названиями улиц, примыкающих к Эспланаде, помещены маленькие изображения животных. Это — наследие давно минувших лет, когда город делился не на улицы, а на кварталы, каждый из которых носил имя какого-либо животного, в числе которых были как вполне северные, так и экзотические. Нигде, кроме центра, табличек с животными нет.

Главный транспортный узел Хельсинки — это Торговая площадь, к которой сходятся основные пути разбросанного по полуостровам и островам города. Но Торговая площадь — это и главная набережная города. При любом подъеме уровня Финского залива вода угрожает этой площади. Январь 2005 г. был с необычайно высокой температурой (до +9 °С) и штормами; вода, поднялась так высоко, что пристань, к которой подходят катера из Суоменлинны, оказалась полностью в воде. Столица отгораживалась от поднимающегося моря кипами прессованного бумажного мусора, выстроив парапеты вдоль Торговой площади, и эта защита оказалась достаточно эффективной. Правда, такой подъем воды был не совсем обычен для Хельсинки. Это было заметно по десяткам, если не сотням, финнов, которые гуляли по площади, иногда целыми семьями, и снимали наводнение на Торговой площади всем, что только может снимать.

Парламент и памятник маршалу Маннергейму

Парламент и памятник
маршалу Маннергейму

Густавом Вазой на северном берегу Финского залива, напротив Ревеля (нынешнего Таллина), был основан в 1550 г. город Гельсингфорс . В XVII в. Гельсингфорс развивался очень медленно. В первой половине XVIII в. Швеция теряет на Балтике один город за другим. После очередного ее поражения в 1743 г. Гельсингфорс становится ближайшим к русской границе крупным шведским городом, и шведы начинают принимать меры к тому, чтобы удержать за собой остававшуюся у них часть нынешней Финляндии. В 1748 г. на островах, прикрывающих с юга подступы к Гельсингфорсу, начинается строительство чрезвычайно мощной крепости, названной Свеаборг (Шведская крепость). Строительство крепости привело к притоку населения в Гельсингфорс уже в шведское время. С помощью Свеаборга долго удавалось сдерживать дальнейшее продвижение русской власти на запад, но в мае 1808 г. почти без сопротивления крепость была взята русской армией, и на этом власть Швеции над Финляндией была утеряна навсегда. В 1812  г. Гельсингфорс провозглашается столицей подвластного России Великого княжества Финляндского, чем он во многом обязан крепости Свеаборг: город Або (Турку), бывший центром «Шведской Финляндии», не защищен ничем, к тому же находится на западном побережье Финляндии и «смотрит» в сторону Швеции. Крепость Свеаборг становится местом базирования основного гарнизона русской армии в Финляндии, с одной стороны — защищая Гельсингфорс, а с другой — самим своим существованием пресекая поползновения финнов к каким бы то ни было мятежам. Но в 1918 г., после предоставления Финляндии независимости, русская армия уходит из Финляндии и из Свеаборга. Власти новой Финляндии в том же 1918 г. дают крепости новое название — Суоменлинна (Финская крепость) и переделывают гарнизонную православную церковь Св. Александра Невского в протестантскую кирху. Военные функции крепость выполняла до 1973 г. С этого времени бывшая крепость становится частью города Хельсинки, здания штабов и казарм переделываются под жилье, а крепостные сооружения становятся туристским объектом.

В 1991 г. крепость Суоменлинна включается в список Всемирного наследия. Крепость никогда не разрушалась. Там сохранились в целости оборонные и другие сооружения, и шведского, и русского периода ее истории. Надо сказать, что финны и не скрывают особенностей истории крепости. Так, из таблички, установленной около бывшей гарнизонной церкви, а ныне — «кирхи-маяка», каждый желающий может узнать, как менялось назначение и внешний вид этого здания. Правда, желающий должен владеть или финским, или шведским, или по крайней мере английским языком. На русском языке информации нет, и вообще в Финляндии его очень мало. Если надписи на русском и есть, иногда они выглядят просто забавно. Например, в магазине около КПП «Ваалимаа» («Шайбе», известной каждому пересекавшему границу на автобусе или автомобиле) висит большой плакат «Допро пожаловать!». Винить финнов в повальном пренебрежении русским языком вряд ли стоит (а сколько в России людей, владеющих финским?). Но вернемся к Суоменлинне.

Крепостные сооружения находятся на четырех островах, соединенных между собой мостами. Увидеть можно практически всё, и на поверхностный осмотр крепости нужен целый день. Это действительно достопримечательность Хельсинки, другой крепости-музея такого размера я не знаю. Но честно могу сказать — «за державу обидно». Ведь крупнейшая в мире морская крепость — вовсе не Суоменлинна, как утверждается в туристических проспектах города Хельсинки, а Кронштадтская крепость, сооружения которой протягиваются от мысов Серая Лошадь и Красная Горка на южном берегу Финского залива до поселка Приветнинское (бывший форт Ино) на северном. Но форты, входившие в состав Кронштадтской крепости, заброшены и загажены. Попытки энтузиастов восстановить хоть что-то (например, форт Тотлебен) наталкиваются на полнейшее равнодушие и власти, и населения.

Добраться до Суоменлинны несложно: к острову регулярно ходят катера с двух пристаней, из которых главная — на Торговой площади. Ходят они дважды в час днем и раз в час вечером и ночью. Ночью — это не преувеличение. Движение катеров на Суоменлинну прекращается в третьем часу ночи. Таким образом, жители острова совершенно не чувствуют себя отрезанными от Хельсинки — какие бы дела в любое время ни требовали их поездки в город, они всегда могут ее совершить.

Национальный музей
Национальный музей

Паромы — очень важная часть жизни Хельсинки. Финская столица с их помощью сообщается с остальной Европой. Хельсинки — это одна из немногих столиц континентальной части Евросоюза, не имеющая с остальной его территорией регулярного сухопутного сообщения. Международные железнодорожные и автобусные маршруты связывают Хельсинки лишь с Россией, главным образом с Санкт-Петербургом. С остальными странами и городами Европы сообщение поддерживается либо морем, либо по воздуху. Можно, конечно, добраться и посуху, обогнув Ботнический залив, но это слишком долго и дорого. Главных паромных компаний две — «Викинг Лайн» и «Силья Лайн». Это два вечных конкурента, поддерживающих сообщение по одним и тем же линиям — Хельсинки—Стокгольм, Турку—Стокгольм и Хельсинки—Таллин. У «Викинг Лайн» названия судов — женские имена («Габриэлла», «Мариэлла», есть даже «Синдирелла», по-русски — «Золушка», но она ходит на линии Стокгольм—Мариехамн). У «Силья Лайн» названия судов — с музыкальным уклоном (например, «Силья Опера» и «Силья Симфония»).

Кроме этих двух основных компаний есть несколько более мелких, поддерживающих сообщение со Швецией, Эстонией, Германией и Данией. Паромных маршрутов в Россию нет. К сожалению, Финляндия является последовательным противником отмены визового режима Шенгенских стран с Россией.

Центр Хельсинки сейчас вышел далеко за пределы исторического центра, и одним из главных районов города стал район Тёёлё. Основная часть этого района расположена на перешейке между заливами Тёёлё и Сеурансааренселькя.

Самым значительным зданием является здание парламента Финляндии. Посетить его с экскурсией или присутствовать на заседаниях может любой желающий. Неподалеку от парламента находятся два музея — Национальный музей Финляндии и Музей современного искусства «Киасма». Национальный музей — один из самых старых музеев Финляндии, его нынешнее здание выстроено в начале ХХ в. Здание Музея современного искусства построено в 1998 г. Посетить Национальный музей, вне всякого сомнения, стоит. В нем представлена вся история Финляндии — от доисторических времен до эпохи джинсов и компьютеров. Чрезвычайно интересен для нас «Тронный зал», в котором выставлен трон Великих князей Финляндии — русских императоров и представлены портреты всех императоров от Александра I до Николая II. Портреты разные по размеру, причем можно предположить, что размер портрета зависит от симпатий финнов к тому или иному императору. Очень небольшой портрет Александра III, при котором была предпринята попытка русификации Великого княжества (в финской истории годы его правления обозначаются как «годы гнета»). Но очень большие — Александра I, Александра II и Николая II. Памятник Александру II возвышается на Сенатской площади и является одной из главных городских достопримечательностей.

Музей современного искусства «Киасма» весьма своеобразен. Не берусь судить о художественных достоинствах выставленных там произведений, но уверяю, что любую стену из любого нашего общественного туалета можно было бы там выставить в качестве образца этого самого современного искусства.

Еще один архитектурный символ Тёёлё — дворец «Финляндия», творение Алвара Аалто, самого известного финского архитектора. В Финляндии своеобразный культ А. Аалто, любое здание, построенное по его проекту, считается архитектурным шедевром. Но общее впечатление, которое производит дворец «Финляндия», сравнимо с впечатлением, производимым Кремлевским дворцом съездов (или Государственным Кремлевским дворцом, как он сейчас называется).

К юго-западу от Торговой площади находятся исторические части города — Кайвопуйсто и Эйра. Застройка района Кайвопуйсто («пуйсто» — это парк, «пуйстикко» — сквер) в качестве курортного началась еще в 40-х годах XIX в., и сейчас значительная его часть занята парками. Это самый фешенебельный район Хельсинки, здесь, помимо прочего, находятся посольства ведущих государств — России, США, Великобритании и Франции. Неподалеку от посольств, на берегу, — музей Маннергейма. Это дом, в котором маршал Финляндии прожил с 1924 по 1951 г. и где он умер. Музей был создан почти сразу же после смерти Маннергейма, существует по сей день и будет существовать до тех пор, пока есть независимое финское государство. Маннергейм победил красных в гражданской войне, он отстоял независимость Финляндии в 1940 г. и 1944 г., — во всяком случае, так считает большинство финнов. Россию Маннергейм ненавидел, хотя и служил в кавалергардах, вся его деятельность на высших военных и государственных постах Финляндии была направлена против нашей страны. Очень часто можно услышать о том, что Маннергейм, дескать, в 1941 г. остановил финские войска на старой границе и не дал им двинуться дальше к Ленинграду. Это — абсолютная неправда. Финские войска остановились на старой границе просто потому, что дальше продвинуться не смогли. Но прорваться вглубь Карелии и оккупировать Петрозаводск им удалось, и финский оккупационный режим был не лучше немецкого. Во всяком случае, лагеря для военнопленных и гражданского населения финны создавали с немалым энтузиазмом. Маннергейм вывел Финляндию из войны в сентябре 1944 г., но только тогда, когда финны окончательно убедились в бесперспективности ее продолжения. Собственно, именно благодаря этому Маннергейм сохранил свою жизнь и положение.

На юге района, в парке Кайвопуйсто находится памятник Н.А.Э. Норденшельду, родившемуся в Гельсингфорсе в 1832 г. и первым в мире прошедшему по Северному морскому пути в 1878—1879 гг. Норденшельд, как и Маннергейм, был шведом. Но боRльшая часть жизни Норденшельда прошла в Швеции, и по Северному морскому пути (или Северо-Восточному проходу, как его тогда называли) он пронес флаг Швеции. Шведы очень много сделали для Финляндии, и в стране до сих пор два государственных языка — финский и шведский. Но многие шведы принципиально не учат финский, до сих пор полагая его чем-то вроде языка колониального народа. Однако шведов в Финляндии становится все меньше, и в подавляющем большинстве ее районов (за исключением тех, где шведы основное население — это юго-восточное побережье Ботнического залива и Аландские острова) шведская речь стала редкостью. Но все таблички с названиями улиц в Хельсинки на двух языках — финском и шведском.

Парк Кайвопуйсто
Парк Кайвопуйсто

Основная достопримечательность района Катаянокка, расположенного к юго-востоку от Торговой площади, — православный Успенский собор, самый крупный православный собор в зарубежной Европе. Финская православная церковь — автокефальная, то есть самостоятельная, хотя и очень небольшая. Число прихожан этой церкви, по самым оптимистическим оценкам, составляет около 100 тыс. чел., но при этом православная церковь — вторая по значению в Финляндии после протестантской. Над Хельсинки как бы «плывут» два собора — протестантский Кафедральный собор и православный Успенский. Оба собора очень хорошо видны, например, с западного берега Южной гавани. К чести финнов следует сказать, что православная церковь в Финляндии гонениям не подвергалась, в отличие, например, от Польши. Поляки в 20-е годы попросту снесли главный православный собор Варшавы — собор Св. Александра Невского, сейчас на его месте площадь Пилсудского. Успенский собор был построен в 1868 г. В Хельсинки есть и другие православные церкви, например, в самом центре — церковь Св. Троицы, построенная в 1827 г. Финская православная церковь живет по григорианскому календарю, а значит, праздники отмечаются вместе с протестантами и католиками (последних в Финляндии около 8 тысяч). Успенский собор используется не только для богослужений, но и для проведения разного рода массовых мероприятий (концертов и т.д.), по образцу протестантских церквей.

Катаянокка — это бывший портово-промышленный район, стремительно меняющий свое лицо в последние десятилетия. Здания складов, таможен и т.д. становятся отелями, офисными помещениями и жилыми зданиями. До революции в этом районе размещалась база военно-морского флота России. На его восточной оконечности располагались Морские казармы, комплекс которых ныне занимает Министерство иностранных дел Финляндии. Здесь же жили офицеры, и одна из главных достопримечательностей района — здание бывшего казино, предназначавшегося для флотских офицеров. До 1968 г. все бывшие сооружения русского флота принадлежали военным, но затем были коренным образом переделаны и стали использоваться в гражданских целях. Рядом с комплексом Морских казарм в конце 70-х годов были построены новые жилые кварталы. Примерно в это же время началась продолжавшаяся до 90-х годов реконструкция старых портовых сооружений. Так, бывший склад был перестроен в отель «Гранд Марина», соседствующий с терминалом «Викинг Лайна» (у терминала «Силья Лайна» — на противоположном берегу Южной гавани — свой отель, «Палас»).

Рядом с Хельсинки выросли два города — Эспоо и Ванта, фактически слившиеся со столицей. В Эспоо находится одна из самых известных для россиян достопримечательностей Финляндии — аквапарк «Серена». Любопытно, что финны очень любят использовать географические названия в качестве торговых марок. Так, например, известные у нас в стране краски «Тиккурила» получили свое название благодаря одному из районов города Ванта, финское название которого Тиккурила, а шведское — Дикурсби. Для подавляющего большинства населения нашей страны «Нокиа» — это название мобильных телефонов, но так называется небольшой городок неподалеку от Тампере.