Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №14/2008
Наша почта

О моем «открытии» Урала

Российская ассоциация учителей географии в прошлом году проводила выездные курсы по повышению квалификации, посвященные изучению регионального аспекта в преподавании географии на опыте коллег Пермского края.

Являясь преподавателем географии и экологии в московской школе, я с удовольствием отправилась в эту поездку. В Перми нас радушно встретили представители Пермского института повышения квалификации педагогических кадров. Особенно хочется отметить Г.И.Котельникову. Большинство группы были впервые в Перми, поэтому экскурсия оказалась интересной и содержательной. Мы познакомились с особенностями развития города как промышленной и сырьевой базы России, начиная с момента основания Татищевым в 1723 г. Ровные прямые улицы, спускающиеся к реке Каме, и пересекающие их под прямым углом переулки несколько напоминают своей планировкой Санкт-Петербург. Но есть все же и свой неповторимый колорит. Типичны постройки, где нижний этаж служит каменным или кирпичным основанием, а последующие этажи — деревянные, лиственничные срубы.

Уральские города выступают в первую очередь как крупные промышленные центры. В Перми — это машиностроительные заводы широкого профиля, начиная от изготовления отливок цветных металлов и заканчивая сложными агрегатами (например, авиамоторы). Важные предприятия города — Мотовилихинский завод, завод «Пермские моторы», производство судоходной техники и др. Главная специализация предприятий — ВПК. В период Второй мировой войны город трудился на оборону, сюда было эвакуировано большое количество оборонных предприятий из Европейской части СССР.

Интересна топонимика города. В названиях улиц, площадей и переулков прослеживается история легендарных событий XX в.: революции начала века, Великая Отечественная война, восстановление послевоенного хозяйства, а также достижения советского народа в науке и технике.

Знакомство с Пермским педагогическим университетом оставило очень приятные воспоминания. Преподаватели и сотрудники с увлечением делились своим опытом преподавания краеведения в школах, а также прочли ряд интересных лекций по экономической и физической географии Урала, которые содержали большое количество нового материала, который можно включить в школьную программу 8—9-х классов. Я решила в будущем проводить знакомство с особенностями экономики Урала на примере хозяйственного освоения Пермского края.

Хочется остановиться на нашей незабываемой поездке в Соликамск. Прежде всего — это колоссальные впечатления о пребывании на соляном руднике. Представить его размеры возможно, только побывав на нем. В Соликамске таких рудников три. Начало промышленной добычи приходится на 1925 г. Мы посетили рудник сравнительно молодой, но масштабы разработок на нем впечатляют. Достаточно сказать, что мы добирались на специальном автомобиле до места работы горного комбайна в течение 15—20 минут со средней скоростью 20—30 км/ч. И все это на глубине 300 метров! Соляные шахты — это живописные разноцветные лабиринты. Калийные соли переливаются всеми цветами радуги — они бывают и голубыми, и розовыми, и зелеными, и серыми. Когда мы с образцами вышли на дневной свет, то восхитились еще больше — они сияли, как яркие новогодние игрушки. Забегая вперед, скажу, что эти образцы произвели большое впечатление и на моих учеников, и на родственников и знакомых.

Наша делегация была радушно принята и коллегами из Соликамска. Особенно мы удивились и порадовались изданию «География Соликамска», подготовленному группой учителей-предметников. Учебник издан в красивом прочном переплете, на качественной бумаге, с большим количеством иллюстраций и отличается хорошим содержанием. Природные условия местности способствуют развитию здесь туризма, чем активно и занимаются школьники. Мы познакомились с несколькими маршрутами, пройденными детьми с педагогами, посвященными палеонтологическим исследованиям, строению и расположению горных пород, особенностям течения и формирования речных долин. Конечно, в условиях Москвы такие занятия проводить сложно.

Еще один интересный объект — знаменитая Кунгурская ледяная пещера. Город Кунгур тоже своеобразен. По нему можно изучать историю развития страны. Расположенный на реке Сылва, город издавна являлся удобной транзитной базой при транспортировке товаров с западных территорий в восточные и наоборот. Через него проходит старая горноуральская железная дорога. В советское время здесь располагались тюрьмы и лагеря (сейчас они существуют на территории города).

Последний пункт нашего маршрута — город Екатеринбург, столица Урала. Очутившись на привокзальной площади, сразу чувствуешь вес и силу этого города. Монументальные здания, высокие внушительные скульптуры, солидного вида промышленные предприятия, научные и исследовательские институты — все говорит о серьезном и важном объекте экономической жизни страны. Мы были приглашены на лекцию о народонаселении в Уральский педагогический университет, а также посетили интересную экспозицию природных кладовых Урала в геологоразведочном институте.

Наша поездка заканчивалась. Нам предстояло вернуться домой. Насыщенность программы была огромная, впечатлений масса. Отдельно хочется поблагодарить за организацию нашего руководителя — Е.А. Эпштейн.

Е.Е. ВОЗНЕСЕНСКАЯ,
учитель географии средней школы № 1344, Москва