Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №1/2009
География России и стран ближнего зарубежья

 

Тракт, который помогал побеждать зиму на Севере. И который был побежден Западом

Деревня, довольно большая, почерневшие дома, магазин пока не работает (на неделе иногда приезжает продавщица из Усть-Соплеска на «Заре»*). Гор отсюда не видно, может, погода плохая? Правый берег Печоры низкий. Левый — с небольшим яром, на котором и стоит деревня. «Заря» причаливает на галечном берегу, там где стоянка лодок под яром, или, если вода большая, на верхней пристани — выше по течению.

Подошла бабушка Анна — пригласила в дом. Ее сестра Марфа, 97 лет, ходила с хлебными караванами в Саранпауль. Сестры выглядят удивительно хорошо для своего возраста. Иногда разговаривают между собой на языке коми.

Они помнят накатанный тракт, по которому везли из Сибири хлеб, с постами и постоялыми дворами. Теперь эта просека заросла кустами и с реки плохо просматривается, летом по дороге тоже ездили, но наряду с хорошими участками, были и скверные (болота), а в основном на санях зимой. Марфа несколько раз ходила до Ляпина (Саранпауль — на западе нынешнего ХМАО).

Пора в путь. Раздаю остатки продуктов, больше не знаю, чем благодарить. «Заря» уходит до Вуктыла...

Так описал А. Белоусов свое посещение этого населенного пункта в 1998 г.

С этим пунктом вы дважды пересечетесь на маршруте новогоднего номера «Географии». Ровно 30 лет назад, 31 декабря 1978 г., здесь был отмечен... ну не континентальный, но, во всяком случае, «частесветный» рекорд. А 125 лет назад, в 1884 г., отсюда известный промышленник начал прокладывать тракт, соединивший эти места с бассейном Оби. И давший дешевому южносибирскому хлебу выход на Печору.

Товары доставлялись пароходами вверх по Оби — Северной Сосьве — Ляпину. Затем их перевозили на лошадях и оленях через горы, тайгу и болота на Печору. В основном зимой, когда морозы сковывали зыбкие болота и быстрые речки. 1000 оленей специально предназначались для протаптывания дороги по всему волоку от Печоры до Ляпина. Тракт представлял собой 180-километровую просеку шириной 6 м, с деревянными гатями на болотах и 5 промежуточными станциями для отдыха ямщиков. Через главный водораздел Уральского хребта тракт проходил по невысокому лесистому перевалу Крест в истоках реки Сертынья (бассейн реки Ляпин), относительно недалеко от знаменитого Тэлпозиза (по коми — Гора гнезда ветров). Далее путь шел в основном вдоль Щугора, вниз по течению реки.

Тракт сыграл в свое время большую роль в экономике края. До создания тракта Печорский край снабжался волжским хлебом, который завозили в верховья Печоры из Чердыни местные купцы и продавали его по очень высокой цене. Обратно в Чердынь они везли семгу, меха, скупая их у населения за бесценок. Благодаря новому тракту хлеб и сахар на Печоре подешевели сразу в 2—3 раза, а зыряне (коми) и остяки (ханты), работавшие на тракте на перевозке товаров, заработали большие деньги.

В дальнейшем предполагали сделать тракт колесным для круглогодичной эксплуатации, но постройка железной дороги из Западной Сибири через Урал в Европейскую Россию открыла возможность вывозить сибирский хлеб в Западную Европу. Цены на хлеб в Сибири сразу вздернулись (еще бы, экспорт!), перевозка его на Север стала невыгодна, и тракт был заброшен.

На сегодняшний день в виде просек и лесных дорог прослеживаются лишь отдельные участки знаменитого среди северян тракта.

Читая номер, определите: а) где тракт выходил к Печоре; б) кто был автором проекта этого пути, дававшего северянам поддержку юга.


* Теперь, говорят, ходит уже не «Заря», а какой-то маленький катерок, но его в деревнях по-старому именуют «Зарею».