Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №1/2009
Пособия и рецензии

Инновационная учебная карта

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА. Масштаб 1 : 20 000 000.

Выпущена ФГУП «Омская картографическая фабрика» в 2008 г. Ее тематическое содержание было разработано профессором географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доктором геогр. наук А.П. Горкиным, а научно-методическое обеспечение выполнено Научно-исследовательской лабораторией комплексного картографирования того же факультета под руководством профессора, доктора геогр. наук В.С. Тикунова.

Ныне в нашем общественном лексиконе едва ли не самым употребительным стало слово инновация, которое все мы слышим, не преувеличивая, ежедневно и ежечасно. Разработана стратегия инновационного развития России до 2020 г. Инновационным содержанием наполняется национальный проект «Образование». Вузы борются за звание инновационных. И все это во многом связано с переходом мирового сообщества к постиндустриальной стадии развития, к экономике знаний, что относится к России, в ВВП которой сфера услуг уже достигла 60%. Не случайно в своем послании Федеральному собранию 5 ноября 2008 г. президент Д.А. Медведев сказал о том, что сегодня решаются задачи перехода к экономике нового типа, а также подробно остановился на проблемах образования.

К сожалению, нашей учебной географии и картографии современные тенденции пока коснулись лишь в малой степени. Хотя в учебниках можно встретить данные о том, что в наши дни в структуре мирового ВВП на долю обрабатывающей промышленности приходится всего 18%, добывающей промышленности, электроэнергетики и строительства — 10%, сельского хозяйства и рыболовства — 3%, тогда как на долю непроизводственной сферы — 69%, но почти всё содержание наших школьных, да и вузовских учебников по экономической и социальной географии — как и в прошедшую индустриальную эпоху — посвящено характеристике именно производственных сюжетов. А ведь непроизводственная сфера — это не только торговля, туризм и бытовые услуги, это и наука, образование, здравоохранение, информационные услуги, связь, транспорт, финансы, оборона.

То же самое относится и к нашей учебной картографии. Мы уже давно привыкли к тому, что пунсоны на экономических картах демонстрируют размеры и структуру центров обрабатывающей промышленности, а цветной фон — специализацию сельского хозяйства. И, кстати, перестали обращать внимание на многие несуразицы. Например, в атласе 10-го класса, выпускаемом Роскартографией, на экономической карте зарубежной Европы один ранжир пунсонов имеют Минск и Гамбург, Одесса и Милан, Неаполь и Гомель, Кишинев и Стокгольм, хотя все это, мягко говоря, не очень корректно. Ведь ВРП одного Стокгольма в 6 раз превосходит ВВП всей Молдавии, а ВРП Гамбурга на 40% превышает ВВП Белоруссии. Но ко всем этим картографическим стереотипам мы уже давно привыкли и перестали их замечать. Как привыкли и к такому наследию индустриальной стадии развития, как выражение «промышленно развитые страны», которое не сходит и со страниц наших академических журналов. Хотя в учебнике для 10-го класса я уже давно заменил его словосочетанием «экономически развитые страны». Ведь стран с преобладанием промышленности в структуре ВВП ныне осталось не более двадцати. И представляют их такие нефтедобывающие государства, как Саудовская Аравия, ОАЭ, Иран, Индонезия, Алжир, Габон, Нигерия, Венесуэла.

На этом фоне настоящей инновационной «бомбой» выглядит новая двухлистная «Экономическая карта мира». Основная ее концепция заключается в том, чтобы показать главные именно экономические (а не промышленные!) центры мира, ранжировав их по объему ВВП (точнее, валового регионального продукта, или ВРП). В качестве таких центров на карте фигурируют преимущественно городские агломерации, в свою очередь дифференцированные по 11 последовательным градациям. При этом в первую градацию попадает только крупнейшая агломерация мира — Токио с объемом ВРП 950 млрд долл. в год. На втором месте оказывается Нью-Йорк (820 млрд), на третьем — его главный соперник в борьбе за звание экономической столицы США Лос-Анджелес (650 млрд). А далее идут градации от 200 до 500, от 100 до 200, от 50 до 100, от 25 до 50, от 10 до 25, от 5 до 10, от 1 до 5 и даже менее 1 млрд долларов, каждая из которых представлена на карте уже многими и очень многими агломерациями и городами. Общее число их на рецензируемой карте превышает 1100; для примера — только в США их порядка 60.

Трудно даже представить всю сложность той методики расчетов, которую пришлось применить А.П. Горкину при подготовке исходных материалов к этой карте. Здесь и определение самого перечня центров (агломераций) для каждой страны, их состава и людности. И еще более трудоемкое определение их ВРП, для чего потребовалось сначала в несколько стадий рассчитать условный переходной коэффициент «городской ВРП на 1 жителя», а затем умножить его на людность каждой агломерации, чтобы получить в итоге общий объем ее ВРП. А уже после этого ранжировать полученные результаты. Сам автор считает, что вероятность ошибки в его расчетах не превышает плюс-минус 10%.

Но А.П. Горкин не побоялся еще более усложнить свой подход путем введения в легенду карты категории мировых городов. Эта научная концепция, зародившаяся на Западе еще в начале XX века, получила более полное развитие уже с переходом к этапу глобализации мирового хозяйства. Когда зарубежные и отечественные географы говорят о мировых (глобальных) городах, они имеют в виду не столько численность населения, хотя и это тоже важно, сколько их место и роль в современном мире. В свою очередь эту роль обычно определяют по следующим категориям: а) как главного финансового центра, б) как крупного информационно-коммуникационного центра, в) как значительного центра управления, контроля и предоставления деловых услуг, г) как места концентрации штаб-квартир международных организаций, транснациональных корпораций и банков. Иными словами, мировой город — это город, занимающий центральное положение и выполняющий важные функции в глобальной системе потоков капиталов информации, инноваций, людей, товаров и услуг.

При этом А.П. Горкин взял за основу уже достаточно широко известный рейтинг мировых городов, который был предложен П. Тейлором. Он включает 10 важнейших (ведущих), 10 крупных (главных), 35 прочих (второстепенных) и 60 формирующихся мировых городов, которые внутри подразделяются еще на 11 более дробных рангов. Например, 10 важнейших городов подразделяются на два ранга, к первому из которых П. Тейлор отнес Лондон, Париж, Нью-Йорк и Токио, а ко второму — Лос-Анджелес, Милан, Сингапур, Сянган, Чикаго и Франкфурт-на-Майне. Десять крупных городов подразделяются на три ранга, в первый из которых вошли Сан-Франциско, Сидней, Торонто и Цюрих, во второй — Брюссель, Мадрид, Мехико и Сан-Паулу, а в третий — Москва и Сеул. Выделение мировых городов на экономической карте тоже новация принципиального характера.

Но и это еще не все. Исходя из того, что в эпоху глобализации наиболее адекватным средством перемещения людей и высокотехнологичных товаров становится авиационный транспорт, А.П. Горкин решил нанести на свою карту важнейшие авиаузлы мира, которые дополнили характеристику выделенных на ней центров-агломераций. В соответствии с размерами годового пассажирооборота эти авиаузлы также подразделены на четыре группы: 1) 125 млн человек (Лондон); 2) от 50 до 100; 3) от 25 до 50 и 4) от 10 до 25 млн человек. Такой подход следует признать совершенно правильным, поскольку статистика обычно оперирует не авиаузлами, а аэропортами, и при таком подходе таблицу возглавляют аэропорты Атланты и Чикаго (США), а лондонский Хитроу оказывается только на третьем месте. При оперировании авиаузлами в Лондоне к аэропорту Хитроу добавляется еще Гатвик, в Нью-Йорке  к аэропорту им. Дж. Кеннеди еще Ла-Гуардиа и Ньюарк, а в Токио к аэропорту Ханеда еще Нарита.

Если после всего сказанного бросить общий взгляд на рецензируемую карту, то окажется, что она довольно наглядно отражает истинное положение дел в мире. Как и следовало ожидать, наиболее «бледно» выглядит Африка, где всего один формирующийся мировой город (Йоханнесбург), один относительно крупный авиаузел, а большинство обозначенных центров-агломераций относятся к четырем нижним уровням. Несколько лучше выглядит Латинская Америка и тем более Зарубежная Азия. Но, конечно, наибольшая насыщенность агломерациями высших рангов, мировыми городами и крупными авиаузлами оказывается характерной для Триады — Северной Америки, Западной Европы и Японии. Так что вполне логично, что на трех картах-врезках экономической карты мира оказались Северо-Восток США, Западная Европа и Япония. Естественно, что и учителя, и школьники при взгляде на карту обратят свои взоры прежде всего на Россию, «внешний вид» которой, прямо скажем, немного разочаровывает. Все ее центры-агломерации протягиваются постепенно суживающейся полосой с запада на восток вдоль Главной полосы расселения. Тут-то и вспоминаешь о том, что почти 2/3 территории России заселены слабо или очень слабо, а экономически эффективная ее территория составляет всего 5,5 млн км2. Правда и то, что в разряд крупнейших авиаузлов попадает только Московский, находящийся на рубеже третьей и четвертой градаций: все четыре аэропорта Москвы за год обслуживают примерно 25 млн пассажиров.

А вот по части мировых городов А.П. Горкин мог как-то «подправить» П. Тейлора, который в группу крупных городов включил только Москву, а в группу формирующихся — только Санкт-Петербург. Конечно, здесь свое слово должны сказать специалисты. Но если уж зарубежный автор отнес к большой группе формирующихся мировых городов Алма-Ату и Ташкент, вьетнамские Ханой и Хошимин, австралийские Аделаиду и Брисбен, южноамериканские Боготу и Монтевидео, да и европейские Дублин и Лидс, то, право же, некоторые российские агломерации-миллионеры выглядят как-то предпочтительнее. Разве что в них недостает штаб-квартир ТНК.

Теперь пришло время сказать о цветном фоне рецензируемой карты. Для него использован показатель ВВП из расчета на душу населения, исчисленный по ППС, с подразделением на восемь градаций. В принципе, это не новый подход — такие картограммы есть уже во многих учебных атласах. Но в данном случае он не только вполне уместен, а, более того, является оптимальным вариантом, поскольку лишь этот показатель и может быть фоновым на данной карте.

Общее содержание карты дополняют два набора круговых диаграмм. Первый из них демонстрирует объемы ВВП двадцати крупнейших экономик мира в долларах США по состоянию на 2006 г., а также в процентах к ВВП страны. И не только объемы, но и структуру ВВП, с подразделением ее на три главных сектора. Эти диаграммы, безусловно, будут востребованы и учителями, и учащимися. (Замечу только, что каноны учебной картографии, связанные с именем Н.Н. Баранского, предусматривают разумное округление цифр. Следовательно, такая «дотошность», как определение ВВП Соединенных Штатов в 13 021 млрд долл., Китая в 9964 и Японии в 4171 млрд долл., здесь совершенно не является необходимой. Тем более что к моменту издания карты все эти количественные показатели стали уже другими.) Второй набор круговых диаграмм демонстрирует объемы и структуры экспорта двадцати ведущих стран мира. Он также, безусловно, будет использован в учебном процессе. Но при этом снова придется объяснять школьникам, почему структура экспорта России так напоминает структуру экспорта Саудовской Аравии.

Однако в наши дни экономика России растет такими темпами и в ней начинают происходить такие структурные изменения, что оба набора диаграмм желательно было бы обновлять практически ежегодно. По данным 2006 г., приведенным на карте, Россия по объему ВВП находилась на девятом месте в мире. Но уже в 2007 г., обогнав Италию и Францию, она вышла на седьмое место. А если в 2008 г. удастся обогнать Великобританию, то она окажется на шестом месте. Согласно прогнозам, в 2015 г. Россия должна войти в число пяти самых мощных экономик мира. Но вносить на карту такие изменения и ее разработчиками, и Омской картфабрике будет только приятно.

В целом же выпуск рецензируемой карты следует всячески приветствовать. Невольно приходит на память следующий исторический факт. После премьеры «Недоросля» в 1782 г. князь Потемкин сказал Фонвизину: «Умри, Денис, лучше не напишешь!..» Пусть меня простят за некоторое преувеличение, но сегодня захотелось обратить эти слова к создателям «Экономической карты мира».

В.П. МАКСАКОВСКИЙ,
академик Российской академии образования