Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №9/2009
История исследований и люди науки

З. Ф. И.

ХАНТЫ, ТАТАРЫ и ПОЛЯК

Парадокс. Россия оказалась здесь
раньше русских.

 Парадокс. О том, что эта земля — русская,
объявил татарин, причем посланный
в эти места, чтобы выдворить отсюда
«русскую патриотическую» экспедицию.

Парадокс. Главный и едва ли не единственный
русский обитаемый пункт на этой земле

назван в часть поляка.

 80,5° с.ш. Остров Алджера. Остатки дома, где зимовала циглеровcкая экспедиция под руководством Болдуина 1901—1902 гг.). Дом имел шестигранную форму. Фото действительного члена РГО Ярослава Никитина. До сих пор на Алджера находят остатки упряжи для собак и лошадей. Кто ими правил?

Остяки. Гравюра. Конец XIX в.

Слово «остяки» в старой России не имело столь четкого значения, как «ханты» в современной этнографии. Остяками называли и селькупов, и кетов, и даже (ошибочно) вогулов-манси. По одной из версий, татарское слово «остяк» (уштяк) означает диких людей, варваров — кто жил севернее татарской средней полосы (а казахи истяками-иштяками называли башкир). Так что нельзя с уверенностью утверждать, что каюры Болдуина были именно ханты. Но ясно, что это были жители Севера Сибири — первые наши соотечественники, зимовавшие на З.Ф.И. (пусть и пребывая на службе у нью-йоркского промышленника).

 

«Ермак» Макарова — первое судно под российским флагом на З.Ф.И. Пришло и ушло: Ermak passed here, З.Ф.И.—РУССКИЕ, № 7, с. 34 А кто были первые российские подданные на Земле Франца-Иосифа, чье длительное пребывание здесь (зимовка) документально подтверждено?

Вспомним: в тот же 1901 год, что и Макаров, на З.Ф.И. прибыла циглеровская экспедиция Болдуина, состояв шая из 51 человека и направлявшаяся к полюсу, З.Ф.И.—ТРАМПЛИН, № 7, с. 33, . На о. Алджера, на мысе, названном в честь Циглера, обосновались 45 американцев и норвежцев (есть предположение, что из-за смешанного национального состава экспедиция и не удалась: Болдуин переругался с капитаном-норвежцем). 15 северных пони. 420 ездовых собак.

Как показали себя пони в 80-х широтах и кто ими управлял, неизвестно *. А вот для управления собачьими упряжками были взяты особые специалисты. И именно они и составляли разницу между суммарной численностью личного состава и ее «цивилизованным» контингентом, между 51 и 45. Это были сибирские жители, уроженцы тогдашней Тобольской губернии, набранные в экспедицию в качестве каюров. Историки Арктики пишут, это были остяки, по-видимому, ханты. Известна фамилия по крайней мере одного из них: Степан Лемберов. О Лемберове сохранилась историческая память, потому что он стал профессиональным полярником: в качестве плотника и каюра работал потом на первой зимовке на Диксоне в 1916 г., З.Ф.И.—ВСТРЕЧИ, в след. номерах. На Диксоне в 1920 г. и закончил свой жизненный путь. В районе Диксона в устье Енисея есть в честь него названные речка и мыс Лемберова.

На З.Ф.И. же местечка, чтобы назвать его в память о каюрах остяках — первых русских подданных, осваивавших архипелаг, — не нашлось. Всё занято монархами, аристократами, учеными, миллионерами, тенорами, героями.

Надпись Макарова на мысе Флора — всего один среди транзитных знаков американского, английского, норвежского и итальянского происхождения. «Здесь был...» — такие надписи тысячами делают на скалах и древних стенах «туристы», и они никого ни к чему не обязывают. Некоторые историки пишут, что Макаров вроде бы водружал на Флоре российский флаг, но пишут не очень уверенно.
В любом случае, это не было символичным актом — просто флаг над походной стоянкой.

О том, чтобы объявлять российской эту землю, болтающуюся в ничейном средиземном Арктическом море (а именно так многие географы и тогда, и сейчас смотрели и смотрят на Ледовитый океан), никто и не думал. Даже в настоящем и лакомом Средиземном море не всем же быть континентально привязанными Корсиками и Критами. Могут быть и сами по себе Кипры и Мальты. А уж здесь независимая республика моржей, белых медведей, люриков и бургомистров ничьих аппетитов не пробуждала. Разве что бравый солдат Швейк мог рассказывать конвойным абсурдистские байки про австрийскую полярную колонию, З.Ф.И.—ОТКРЫТИЕ , № 6, с. 29 .

Седовцы — первые русские, начавшие обживать архипелаг и проводившие здесь научные наблюдения, — тоже смотрели на З.Ф.И. лишь как на ничейный транзитный пункт, З.Ф.И.—ТРАМПЛИН, с. № 7, с. 32—33 . Российский флаг Седов, правда, на З.Ф.И. принес и оставил, но нес он его на вожделенный полюс, а оставил вовсе не по своей воле. Обрывкам флага «удалось» закрепиться на острове Рудольфа лишь в качестве савана: матросы завернули в полотнище тело Седова (такова, по крайней мере, версия тех странных событий), З.Ф.И.—РОК, в след. номерах.

Биография. Ни спасти, ни арестовать Седова не удалось, «Фока» добрел до России сам, З.Ф.И.—РУССКИЕ, № 7/2009, c. 35; тем не менее «за отличную организацию поисков и самоотверженность» незаметный и исполнительный Исхак Ибрагимович Ислямов был награжден орденом Св. Владимира 3-й степени. Для сравнения: нашумевший и трагически погибший Седов не то что не удостоился посмертных почестей — его старому бедствовавшему отцу было отказано в какой бы то ни было пенсии за потерю кормильца.

В Первую мировую Ислямов служил на Черноморском флоте, после революции короткое время — в Гельcингфорсе (Хельсинки), где был избран членом Гельсингфорсского мусульманского исполкома армии, флота и рабочих. 11 сентября 1917 г. И.И. Ислямов приказом морского министра Временного правительства был произведен в генерал-майоры с увольнением от службы по болезни.

В годы Гражданской войны и интервенции Ислямов служил на Черноморском флоте у белых. После их разгрома обосновался в Константинополе и преподавал в турецком морском училище. Есть сведения, что в Турции он составил словарь тюркских корней в русском языке.

Мусульманин Ислямов был женат на русской подданной лютеранке. Оба их сына, Яков (1897 г.р.) и Илья (1899 г.р.), были крещены в православие.

Российский флаг с серьезными же намерениями был установлен на архипелаге в 1914 г. — командой шхуны «Герта», которую привел И.И. Ислямов.

Экспедиция на «Герте» не преследовала ни спортивных (рекорд — полюс), ни исследовательских целей. «Герта» пришла на З.Ф.И. без всякой шумихи и без пиара, как сказали бы сейчас. Пришла со спасательно-полицейской функцией — как нынешнее МЧС. В начале 1914 г. общественность начала беспокоиться исчезновением «Св. Фоки» и настаивать на поисках. Возглавить спасательную экспедицию морское ведомство поочередно предлагало нескольким флотским офицерам. Каждый, подумав, отказывался. Почему? З.Ф.И.—РОК, в след. номерах. Лишь после исчерпания списка более видных кандидатов руководителем экспедиции по следам пропавшего «Фоки» назначили дисциплинированного Ислямова.

Сообщалось, что Ислямов вез с собой приказ морского министра вернуть Седова в Россию, а в случае неповиновения — подвергнуть его аресту. И то: страна уже одной ногой стоит в мировой войне, а ст. лейт. Седов укрывается во льдах, а с ним еще десяток мужчин призывного возраста. В июле 1914 г., буквально накануне Первой мировой, «Герта» вышла из Александровска-на-Мурмане (ныне город Полярный) на север.

В полярном плавании на «Герте» принял участие его 15-летний сын Илья. Юнга Илья Исхакович Ислямов и водрузил российский флаг на высоком берегу мыса Флора. Капитан-отец объявил архипелаг принадлежащим России, предложил упразднить наименование З.Ф.И. (в те самые дни Россия вступила в первые бои с Францем-Иосифом на полях Империалистической войны) и назвать его Землей Романовых (всего год назад страна гуляла на пошловато-официозных меропри-ятиях, посвященных 300-летию дома Романовых), З.Ф.И.—ИМЯ, № 6, с. 27. Инициатива Ислямова осталась без внимания: страна романовским режимом была ввергнута в страшную войну, переименователи же были озабочены сменой центральной вывески «Санкт-Петербург» на «Петроград». До ничейных ли маргинальных островов им было.

Одновременно с «Гертой» Седова (а заодно и пропавших в тот же период Русанова и Брусилова) искал «Фарман» — гидросамолет, доставленный на Новую Землю. Пилотировавший его поручик И.И. Нагурский, поляк по происхождению, Земли Франца-Иосифа не достиг, но стал первым, кто летал в направлении архипелага, и вообще — одним из первых воздухоплавателей в полярных широтах (достиг 76-й параллели). Это было в начале августа 1914 г. — в первые дни войны, уже гремевшей двадцатью градусами южнее.

В 1947 г. начальник полярной авиации Герой Советского Союза И.П. Мазурук, выбрав на З.Ф.И., на Земле Александры, место для ледового аэродрома, предложил назвать его в честь первопроходца здешнего полярного неба. (Говорят, что высшее начальство долго не соглашалось: мол, царский поручик, да еще поляк.)

У аэродрома вырос поселок Нагурское, а потом была устроена пограничная застава «Нагурское».

 

Мыс Флора на острове Нортбрук — одна из самых южных, вернее, юго-западных точек архипелага. Естественно, что многие экспедиции, идущие из Атлантики, норвежских, кольских портов или из Архангельска, начинали вхождение в З.Ф.И. через этот порог. В центре снимка — остатки одного из старых полярных зимовий, возможно, «избушка Макарова».

 

Соборная мечеть в Санкт-Петербурге. Построена в 1909—1918 гг. для удовлетворения религиозных нужд в основном татарской общины. До 1929 г. татарская мечеть действовала и в военно-морском Кронштадте. Однимиз ее прихожан наверняка был Исхак Ибрагимович (Ибрагим-оглы) Ислямов (1865—1929). Из кронштадтской флотской унтер-офицерской семьи, исправный служака Ислямов стал первым в России татарином — капитаном первого ранга. В 1917-м Временное правительство уволило его со службы в звании генерал-майора.

 

Вывеска пограничной заставы «Нагурское» на о. Земля Александры — самом западном из крупных островов З.Ф.И. (Остров открыт в 1880 г. экспедицией Ли Смита, З.Ф.И. — СЛЕДУЮЩИЕ, № 6, с. 30). Остров назван в честь тогдашней английской королевы Александры. А застава?

 

Биография. Юнга Илья Исхакович Ислямов водружал русский флаг на Земле Франца-Иосифа. В революцию 1917 г. Илья, сын старого служаки капитана Исхака Ислямова, встал, разумеется, на сторону эксплуататорского класса. Участвовал в захвате вспомогательного крейсера «Орел» и изгнании с него революционных матросов. На крейсере ушел во Вьетнам. При Колчаке вернулся во Владивосток, воевал с красными партизанами в Приморье — против своего народа. После восстановления на Дальнем Востоке в 1920 г. Советской власти бежал вместе с другими гардемаринами на «Орле» в Европу.

После продажи в 1921 г. крейсера «Орел» работал таксистом в Каире, потом перебрался к отцу в Стамбул, а оттуда — в США. Стал инженером. Работал в компании Эдисона в Нью-Йорке, а потом в авиаракетных фирмах, в частности у Сикорского. Проектировал оборудование для баллистических ракет «Сатурн», «Поларис» и «Першинг», предназначенных в первую очередь для уничтожения нашей страны.

Подданный Российской империи Иван Иосифович Нагурский после окончания Одесского юнкерского пехотного училища.

Гражданин Польской Народной Республики Ян Нагурский (1888—1976) в 50-е годы ХХ в.

Биография. Получил ли Нагурский, подобно Ислямову, орден за несостоявшееся спасение Седова, неизвестно. Известно, однако, что Нагурский был кавалером нескольких орденов Российской империи. В Первую мировую в 1917 г. самолет Нагурского был сбит над Балтикой и летчик считался пропавшим без вести. Однако он был спасен русской подводной лодкой и доставлен в госпиталь в Риге.

После Октябрьской революции Нагурский служил в красной авиации (говорят, что его соотечественник Сикорский звал Яна эмигрировать, но тот отказался). В 1919 г. он уехал в Польшу, где попытался поступить на службу в польский флот, но его не приняли из-за его службы у красных. После этого он поселился в южной Польше и работал инженером в сахарной и нефтяной промышленности. В Польше его практически забыли, в СССР считали погибшим.

В 1955 г. Нагурский присутствовал на лекции на полярную тематику, где был упомянут «давно забытый пионер авиации русский летчик Иван Нагурский». Нагурский встал и объявил, что он вовсе не умер. Этот случай широко освещался в польской прессе, и Нагурский стал известным человеком. У него брали интервью. В 1956 г. по приглашению советских полярных летчиков побывал в СССР. В двух книгах описал свои полярные полеты и военную службу.

 

* В англоязычных источниках их называют «сибирскими пони». Быть может, это были якутские лошадки? Ведь если Циглер мог себе по-зволить выписать полтысячи обских лаек с каюрами, что могло помешать ему закупить и выносливых низкорослых ленских лошадей?

 

 

TopList