Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №10/2009
География России и стран ближнего зарубежья

Новая Земля — военная земля

В. Л. Мартынов,
доктор геогр. наук, профессор кафедры экономической географии РГПУ им. А.И. Герцена

Продолжение. См. № 9/2009

Белушья Губа. Построение

Герб муниципального образования Новая Земля (Архангельская обл.). Древнерусский щит с изображением серебряной полярной совы над золотым символическим изображением атома. Щит держат два белых медведя, стоящие на льдине, имеющей очертания архипелага Новая Земля

Новая Земля. Предгорье Белушья Губа. Фото 70-х годов

В 1957 г. с островов выселяется все местное население и военные становятся его безраздельными хозяевами. Никаких экономических функций с этого времени Новая Земля не выполняет. От периода «гражданского» освоения Новой Земли в Белушьей Губе осталось лишь несколько деревянных зданий в районе пирса, на одном из которых есть (или была?) деревянная мемориальная доска с надписью: «Здесь помещался Новоземельский островной совет депутатов трудящихся, бессменным председателем которого был Илья (Тыко) Вылка». Всего с Новой Земли было переселено на материк 298 человек.

С 1957-го по 1999 г. никакой «гражданской» власти в этой части страны не существовало, высшей властью на Новой Земле был командир в/ч 77510. Фактически Новая Земля и Земля Франца-Иосифа находились вне сетки административно-территориального деления СССР, подчиняясь напрямую Москве.

Самым мощным «изделием», которое было испытано над Новой Землей, была бомба в 500 мегатонн тротилового эквивалента. Это испытание было осуществлено 30 октября 1961 г. над Северным островом. В 1962 г. атомные испытания в воздухе, на земле и под водой прекращают. С этого времени на Новой Земле велись лишь подземные испытания, проводившиеся, главным образом, в Северной зоне полигона. Резко сокращается число этих испытаний: если в 1962 г. их было 36, то все последующие годы — в основном 1—2 в год, максимум 4 (1975 г.). Эти испытания проводились с 1963-го по 1984 г., в 1985 г. и 1986 г. они не осуществлялись, затем были возобновлены, причем на испытаниях 1987 г. произошел выброс радиоактивного газа. Последние испытания ядерного оружия на Новой Земле были произведены 24 октября 1990 г. С тех пор на Северном полигоне производятся лишь взрывы неядерных боеприпасов, главным образом, для поддержания технического состояния полигона.

Белушья Губа. Общий вид поселка.

В первые десятилетия «военного» освоения Новой Земли испытатели атомного оружия и защитники северных воздушных рубежей жили в условиях, которые правильнее всего было бы назвать ужасными. Жилые дома и казармы были в основном деревянными и по большей части представляли собой бараки, не имевшие ни водопровода, ни канализации. Более или менее устойчивое водоснабжение можно было наладить лишь там, где имелись крупные озера с питьевой водой. Во всех остальных местах приходилось довольствоваться водой, полученной в результате таяния снега. Только в 70-е и 80-е годы в Белушьей Губе и Рогачёво строятся капитальные здания, при строительстве которых учитывались «северные» нормативы — высокие потолки, тройное остекление и т.д.

«Белушка». Памятник команде советского тральщика ТЩ-65, который в 1943 г. подставил свой борт торпеде, выпущенной немецкой подлодкой, и тем спас военный транспорт «Рошаль», следовавший в Белушью с грузами для Новоземельской ВМБ и промышленников.

Однако на точках, построенных еще во второй половине 50-х годов, жилищно-бытовые условия до конца их существования (начало 90-х) сохранялись в основном прежними. Для обитателей точек Белушья Губа и Рогачёво действительно были «столицами», служба на точках была нечеловечески тяжелой. Никакой «северной романтики», как могли бы подумать некоторые, в такой службе не было. Если офицеры получали двойной-тройной оклад и выслугу год за два, то солдаты не получали ничего. Оторванность от Большой земли усугублялась длительным пребыванием в очень небольшом коллективе, где все отношения обостряются до предела, и «дедовщиной», которая здесь, как и во всех Вооруженных Силах, процветала. Бывали случаи побега «в никуда», поскольку покинуть Новую Землю невозможно.

Никакой связи, кроме почтовой, с Большой землей не было. Но даже почтовая связь была ограниченной, отправления весом более 1 кг как на Новую Землю, так и с Новой Земли посылать было нельзя.

Порт Белушья Губа

Все необходимое в 50—60-е годы доставлялось почти исключительно морским путем во время короткой северной навигации. В начале 70-х годов взлетно-посадочная полоса аэропорта Рогачёво стала железобетонной, что позволило заметно улучшить воздушное сообщение с Новой Землей и организовать регулярное сообщение между Архангельском и Рогачёво. Но поскольку всё, что существовало на Новой Земле, было государственной тайной, то в расписаниях аэропорт Рогачёво отсутствовал и обозначался как «Амдерма-2». В обиходе как сам аэропорт, так и вообще Новую Землю называли просто «Двойкой».

Вообще, адресов и условных обозначений у островов в это время было много. Почтовым адресом Белушьей Губы был «Архангельск-55», Рогачёво — «Архангельск-56». Туда же, на «Архангельск-56», адресовалась корреспонденция, предназначенная для точек ПВО и ВМФ, расположенных на Южном острове Новой Земли, сообщение с которыми осуществлялось через Рогачёво. В 80-е годы связь с точками поддерживали главным образом с помощью вертолетов, но даже на самые близкие точки «вертушки» летали один-два раза в месяц, а сообщение с дальними точками поддерживалось раз в несколько месяцев.

Бытовой центр «Полярная звезда» — с обвалившейся штукатуркой, но еще остекленный и со светом в окнах.

Точки, расположенные на Северном острове и на Земле Франца-Иосифа, снабжались через Диксон, и их почтовый адрес был «Красноярский край, остров Диксон-2». Эти адреса использовались исключительно для почтовой связи, телеграфные адреса были совершенно иными. Например, телеграфный адрес Белушьей Губы был «Москва, К-704». После указания населенного пункта писался номер войсковой части с добавлением букв «ЮЯ», например, в/ч ЮЯ 03219 (3-й радиотехнический полк). Что означают буквы «ЮЯ», мне неизвестно, смеха ради их расшифровывали как «Южнее Ялты». Впрочем, буквы «ЮЯ» можно было не указывать, письма все равно доходили. Никаких прочих координат, кроме фамилии и инициалов, указывать в адресе необходимости не было. 

Испытания 60—70-х годов

Памятная медаль к 50-летию Центрального полигона

Телефонная связь с Большой землей могла осуществляться исключительно по военным каналам связи, выхода на гражданские каналы не было вообще. Государственная тайна, окружавшая всю Новую Землю, охранялась очень строго, но главным образом от собственных граждан. Например, в письмах запрещалось сообщать любые сведения, которые позволили бы определить место службы, а тем более прямо его указывать. Вся корреспонденция проверялась, и на прочитанных письмах красовался штамп  «На Архангельский ПЖДП поступило в загрязненном виде». Если бы не этот штамп, догадаться о вскрытии письма было бы невозможно, навыки вскрытия у цензоров были отработаны хорошо.

Новая Земля. В 1964—1990 гг. подземные ядерные испытания осуществлялись на площадке полигона, именуемой «Маточкин Шар», расположенной на севере о. Южный, там где прол. Маточкин Шар максимально выгибается к северу. 100-мегатонная бомба в 1961 г. была испытана чуть севернее, на юге о. Северный

Транспортное сообщение, как воздушное, так и морское, поддерживалось, главным образом, с Архангельском. К 80-м годам полностью прекращается морское пассажирское сообщение между Архангельском и Белушьей Губой («Портопункт 40-40» — еще одно обозначение Белушки, как ее называют на Новой Земле), и все перевозки людей в этом направлении осуществляются исключительно по воздуху. Единственное исключение — рейсы пассажирского теплохода «Советская Татария», который доставлял на Новую Землю ученых — участников атомных испытаний с Большой земли. Но грузовое сообщение осуществлялось в основном морским путем.

Общий вид полигона (район подземных испытаний в скальных породах). Трансформированный космический снимок. Белыми стрелками показаны инженерные объекты полигона — штольни и уходящие под землю трубы. Google

Более или менее оборудованный пирс на Новой Земле только один — в Белушьей Губе. На некоторых точках имелись причальные сооружения, главным образом деревянные, зачастую сохранившиеся со времен «гражданского» освоения. Но на большей части точек грузовые работы могли осуществляться исключительно на рейде, и грузы к берегу доставлялись на плашкоутах, специальных небольших судах. Работы по разгрузке и складированию грузов были очень тяжелыми, личный состав на них буквально выматывался. К тому же многие точки располагались вдали от побережья, и поступившие по навигации грузы в течение всего остального года, в том числе и зимой, постепенно доставлялись в их расположение. На «Новоземельском форуме», www.belushka.ru, один из участников, вспоминая свою службу на точке, пишет: «Так мы его (уголь. — В.М.) на самодельных санях из жести с пирса таскали. Впрягались по три человека и порядка десяти километров за ним ходили. Ходки три-четыре за день сделаешь, а потом полночи судороги на ногах схватывали. Романтика, черт побери». Для того чтобы обеспечить работу в короткие месяцы навигации, каждая точка вынуждена была иметь в два-три раза больше личного состава, чем это требовалось для осуществления боевых дежурств.

Поселок Белушья Губа. Памятник В.И. Ленину (по-видимому — самое северное скульптурное изображение основателя Советского государства) и недавно построенная церковь. Символ эпохи, когда Новая Земля честно служила стране, и символ времен развала.

Автомобильная дорога на Новой Земле одна, она соединяет Белушью Губу и Рогачёво. Перемещение за пределами этой дороги осуществляется, главным образом, на вездеходах ГТС-М. Перемещаться пешком на большие расстояния запрещается. Лыжи не используются вообще, в частях их нет; непредсказуемость  новоземельской погоды и обилие белых медведей делают пешие и лыжные переходы чрезмерно опасными.

Окончание следует

TopList