Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №15/2009
Пособия и рецензии

Книги для будущих учителей

Е. А. Таможняя,
канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания географии Московского педагогического государственного университета

Формирование профессиональных компетенций в ходе работы с учебно-методическим комплектом «Теория и методика обучения географии»*

Содержание пособий соответствует стандартам высшего педагогического образования и программе дисциплины «Теория и методика обучения географии».

Центральное место в учебно-методическом комплекте занимает учебник «Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях».

Главный принцип, реализованный при создании учебника, — сочетание традиционных и современных подходов методической науки. Затронуты вопросы, среди которых единство обучения, воспитания и развития; переход к адаптивной (личностно-ориентированной) модели обучения; роль личности учителя.

Другое инновационное направление — компетентностный подход в географическом образовании. Это направление раскрыто в темах: «Географическая культура — составная часть общей культуры человека», «Методика формирования основных компонентов содержания образования», «Проверка и контроль результатов обучения географии».

Рассматривается проблема компьютеризации обучения географии, затрагивающая целый ряд аспектов, среди которых новые информационные технологии, анализ учебных пособий на электронных носителях, методика работы с электронными учебниками и возможности их применения на разных этапах урока.

Тема «Проверка и контроль результатов обучения» включает единый государственный экзамен по географии. Рассматриваются важнейшие вопросы, связанные с ЕГЭ, в том числе содержание экзаменационных работ и основные типы заданий. Новой темой является «Методика изучения регионального курса географии».

Рассмотрены все уровни географического образования, к которым относятся основная школа (6—9-й классы) и профильное обучение географии на ступени среднего (полного) общего образования.

Теоретические положения подкреплены интересными примерами из практики работы школы.

По материалу учебника составлен «Практикум по методике обучения географии». Разработки лабораторно-практических занятий имеют общую структуру:

— план-схема темы — установление связи с лекционным курсом;

— мотивация и целеполагание деятельности студентов;

— опорные знания — связь с психолого-педагогическими дисциплинами, актуализация опорных знаний;

— пособия для занятия;

— задания для аудиторной работы разного уровня сложности; преподаватель может выбрать из 6—8 заданий столько, сколько считает нужным;

— задания для самостоятельной работы и список литературы по теме.

В пособии «Методика преподавания региональной географии в школе» рассматриваются аспекты истории школьного географического краеведения, дается обзор учебно-методических комплексов по краеведению, показаны приемы организации изучения своей территории.

В пособии «Проверка и оценка результатов обучения географии» рассмотрены практические и теоретические вопросы педагогического контроля на уроках, например, подходы к типологии проверочных во-
просов и заданий, особенности тестового контроля результатов обучения. Учебное пособие предназначено для учителей географии и студентов.

Пособие «Проверка результатов обучения дисциплине “Теория и методика обучения географии”» предназначено для промежуточной аттестации студентов и содержит разработки тестового контроля результатов обучения. В пособии — 12 проверочных работ. Каждый тест состоит из 8—20 заданий разной формы. Тесты разработаны в двух вариантах по каждой теме и могут быть использованы в рейтинговой системе контроля результатов обучения. Тестовые задания опробованы на географическом факультете МПГУ.

Учебным пособием, которое завершит охват всех учебных дисциплин, станет «Использование средств современных информационных и коммуникативных технологий в процессе обучения географии», разработанное А.А. Летягиным.

 

* В учебно-методический комплект входят пособия:

Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях. Учебное пособие для студентов вузов / И.В. Душина, В.Б. Пятунин, А.А. Летягин и др.; под ред. И.В. Душиной. — М.: Дрофа, 2007. — 510 с.

Практикум по методике обучения географии. Учебное пособие для студентов педагогических вузов / И.В. Душина, Е.А. Таможняя, В.Б. Пятунин, И.Б. Шилина, О.А. Бахчиева; под ред. Е.А. Таможней. — М.: Экзамен, 2008. — 222 с.

Методика преподавания региональной географии в школе. Учебное пособие для учителей географии и студентов географических специальностей высших педагогических учебных заведений / М.А. Никонова, О.А. Бахчиева, И.В. Душина, Н.Н. Родзевич, В.Б. Пятунин, И.Б. Шилина; под ред. М.А. Никоновой. — М.: «Астрель», 2003. — 189 с.

Пятунин В.Б. Проверка и оценка результатов обучения географии. Методическое пособие — М.: «Астрель», 2003. — 190 с.

Проверка результатов обучения дисциплине «Теория и методика обучения географии» / И.В. Душина, Е.А. Беловолова, А.А. Летягин, В.Б. Пятунин Е.А. Таможняя; под ред. Е.А. Таможней. — М.: МПГУ, 2009. — 77 с.

TopList