Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №15/2009
Проблемные и отраслевые вопросы политической и социальной географии

Индекс развития человеческого потенциала в изучении темы «Типология стран современного мира»

Л. Е. Перлов,
Центр образования № 1492, г. Москва

 

Идея ИРЧП принадлежит пакистанцу, доктору Махбубу уль Хаку. Необходимость разработки этого показателя была вызвана неоправданно высокой значимо­стью, с точки зрения автора идеи, экономических показателей ВВП и ВНП. «Нам нужно мерило, — настаивал доктор Махбуб, — той же степени вульгарности, что ВВП и ВНП, — простое число, и в то же время мерило, не столь безразличное к социальным аспектам жизни человека». Махбубу уль Хаку принадлежит также инициатива создания ежегодного Доклада ООН о развитии человека, который издается с 1990 г. Подготовкой Доклада занимается специальное подразделение ООН — Программа развития (ПРООН). Его полное наименование — United Nations Development Program (UNDP).

Качество жизни — понятие относительное. Его содержание определяется многими факторами, в том числе, разумеется, и стереотипами восприятия, характерными для того или иного общества. Достаточно вспомнить базовый принцип жизни поколения наших родителей — «Только бы войны не было!»

Давайте попробуем сформулировать основное содержание понятия «высокое качество жизни» с точки зрения взрослых россиян, причем москвичей образца 2008 г.

Элемент жизни

Содержание

Источник дохода

Заработная плата; дополнительный заработок; доход от ценных бумаг

Доход на одного члена семьи (сумма в рублях/долл./)

25 тыс. руб. (1000 долл. США) в месяц

Еда (номенклатура продуктов)

Рыба, мясо, овощи, фрукты, фруктовые соки, молочные продукты; хлеб, кондитерские изделия

Жилье (площадь на одного члена семьи, м2, число комнат в квартире)

Комната на каждого члена семьи плюс общая комната (гостиная)

Одежда (по сезонам)

2—3 комплекта на каждого члена семьи на каждый сезон

Образование (гарантированная возможность в соответствии с возрастом)

Высшее, на бюджетной основе

Медицинское обслуживание (гарантированная возможность в соответствии с возрастом)

Гарантированная экстренная помощь; стоматологические услуги; регулярная диспансеризация для детей и взрослых

Социальные гарантии (возрастные, прочие)

Детские пособия, пенсия, юридическая помощь

Социальные права (гражданские, имущественные)

Избирательные, наследственные, свобода передвижения

 

 

Показатель

Min

Max

Продолжительность предстоящей жизни при рождении, лет

25

85

Грамотность взрослого населения, %

0

100

Совокупная доля учащихся, %

0

100

Реальный ВВП на душу населения (по ППС в долл. США)

100

40 000

А теперь попробуем представить себе, что написал бы по тем же позициям житель российской глубинки, горожанин из Боброва Тамбовской обл. или, например, механизатор из д. Маслово Селижаровского р-на Тверской обл. А как бы ответил на те же вопросы скотовод из Мали или крестьянин-яо из джунглей северного Лаоса? Результаты получаются несравнимые. Так как же, в таком случае, можно численно выразить столь субъективные, качественные понятия? В этом и состоит суть интегрированного показателя ИРЧП.

Индекс развития человече­ского потенциала для каждой конкретной страны рассчитывается по совокупности трех основных показателей:

— продолжительность предстоящей жизни при рождении;

— уровень образования населения;

— материальный уровень жизни (реальный доход на душу населения).

Для расчета устанавливаются минимальные и максимальные значения по каждому показателю.

Для расчета каждого показателя, входящего в ИРЧП, используется одна и та же формула:

Показатель = Хф – Хmin/Xmax – Xmin,

где Хф — фактическое значение для данной страны; Хmin — минимальное значение и Хmax — максимальное значение.

Рассмотрим подробнее содержание основных показателей ИРЧП и факторы, которыми они определяются.

Средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении

Как долго проживет человек, родившийся в той или иной стране в год, для которого рассчитывается показатель? Это определяется множеством факторов. Попробуем перечислить некоторые из них. Безусловно, в числе наиболее значимых окажутся:

— состояние здоровья родителей;

— достаточность и сбалансированность рациона питания матери в период беременности, а также самого человека на протяжении предстоящей ему жизни;

— наличие доступа к безопасной воде (примерно 9% заболеваний и 6% смертей происходят из-за отсутствия такого доступа);

— уровень социальной стабильности и социальных гарантий, особенно в детский и пенсионный периоды жизни;

— гарантированное медицинское обеспечение на протяжении всей жизни, особенно в детский и пенсионный периоды;

— уровень образования.

Безусловно, на величине показателя отражается недавняя история страны. Вряд ли он будет высоким в странах, чье экономическое и социальное процветание имеет короткую историю. Совокупность проблем, с которыми столкнулось сегодняшнее поколение родителей, неизбежно скажется на ожидаемой продолжительно­сти жизни их детей. Для таких стран невысокими будут и традиционные демографические показатели — средний возраст смерти, например, или средняя продолжительность жизни. В то же время ряд факторов, которые влияли на поколение родителей, могут «уйти» из жизни детей. Это, например, войны — гражданские, национально-освободительные, оборонительные или захватнические; послевоенная разруха; аграрно-колониальный тип хозяйства; те или иные социально-политические неурядицы и катаклизмы; негативно-религиозные и негативно-традиционные аспекты жизни. Так, бывшие советские республики Прибалтики — Литва, Эстония и Латвия имеют высокий рейтинг ИРЧП, соответственно 43, 44 и 45-е места. Однако по показателю ожидаемой продолжительности жизни при рождении они заметно отстают от своих соседей по группе. Средняя величина для этих трех стран составляет 72 года, а в Мексике, например, заметно уступающей им в рейтинговой позиции (52-е место), она превышает 75 лет.

Уровень образования

Суммарный показатель уровня образования населения складывается из двух величин:

— показатель грамотности взрослого населения (%);

— совокупная доля учащихся в соответствии с возрастом (% от численности соответ-ствующей возрастной группы; например, процент детей в возрасте от 6 до 10 лет, обучающихся в начальной школе).

Естественно, что в наиболее развитых, а тем более постиндустриальных странах этот показатель будет близок к единице (100%). Новым индустриальным странам сильно мешает низкая грамотность старшего, а иногда и среднего поколений. В Турции, например, стране среднего уровня ИРЧП (84-е место в рейтинге), грамотность взрослого населения составляет 87,4%, а совокупная доля обучающихся всего 68,7%. Понятия грамотности и образования многозначны и весьма сложны. Так, образование можно рассматривать как совокупность специальных или общих знаний, умений и навыков, а также как документированный уровень общей или профессиональной подготовки (среднее, высшее образование). Еще сложнее с грамотностью. Что должен уметь человек для того, чтобы его считали грамотным?

Выделяют 5 уровней грамотности, от минимального (читать текст на родном языке, желательно крупными печатными буквами, считать в пределах сложения и вычитания) до максимального (уровень литературной грамотности, свободное, без напряжения, прочтение и понимание литературного текста, способность письменно изложить свою точку зрения по рассматриваемому вопросу, владение счетом в пределах четырех арифметических действий). Для стран с высоким ИРЧП (от 0,800 и выше) уровень грамотности взрослого (от 15 лет) населения составляет не менее 84% (Ливия, 56-е место в рейтинге). Для первой же двадцатки, от Исландии до Новой Зеландии, этот показатель не определяется. Понятия «неграмотный взрослый» в этих странах не существует.

Страна

Место по ИРЧП

ОПЖР, лет

УО, %

Исландия

1

81,5

100

Египет

112

70,7

71,4

Мали

173

53,1

24,0

А процент обучающихся в учебных заведениях всех типов и уровней в Финляндии, Новой Зеландии и Дании, например, превышает 100%! В Австралии же он составляет 113%. Одного общего или даже общего и профессионального образования там уже недостаточно, люди все чаще продолжают обучение в непрерывном режиме. А теперь — аутсайдеры рейтинга. В Мали, Нигере и Буркина-Фасо доля грамотных взрослых не дотягивает и до 30%, а доля обучающихся колеблется от 34% в Сьерра-Леоне до 22% в Нигере. Да и из этих скудных процентов основная часть приходится на детей, обучающихся в начальных, миссионерских, школах. Как правило, «насадить» образование усилиями благотворительных организаций из высокоразвитых стран в странах «третьего мира» не получается. Невозможно привнести извне все необходимые элементы работоспособной и эффективной образовательной системы — деньги, структуру, материальную базу, кадры. В тех же случаях, когда такие попытки делаются, обучение обычно ограничивается начальной школой. У жителей нищих аграрных стран Экваториальной Африки и Юго-Восточной Азии просто нет времени на продолжение образования — дети вынуждены заниматься собирательством или иной жизнеобеспечивающей работой. Кроме того, характерная для этих стран социально-политическая нестабильность также не способствует эффективности образовательного процесса, который требует значительного времени и отсутствия суеты.

Сопоставив показатели ожидаемой продолжительности жизни при рождении (ОПЖР) и уровня образования (УО), получаем, что в странах с высоким образовательным уровнем населения люди живут значительно дольше и лучше.

Душевой ВВП

Душевой показатель ВВП — самый традиционный и в то же время самый сложный элемент ИРЧП. Имея две переменные, годовой объем ВВП и численность населения, можно получить четыре возможных варианта их сочетания.

Особенность расчета состоит в том, что на основе душевого показателя ВВП выводится показатель реального душевого дохода в год в долл. США. И при этом учитывается реальный «вес» доллара в конкретной стране — паритетная покупательная способность (ППС). Различие ППС в странах разного уровня ИРЧП очень велико. Сравним перечень товаров и услуг, которые можно получить в перечисленных странах, располагая суммой в местной валюте, эквивалентной одному доллару США.

Расчет с учетом паритетной покупательной способности (ППС) позволяет ответить на вопрос: много или мало, например, 1500 долл. в год на человека в данной конкретной стране. И дело тут не только в уровне цен, вернее — соотношении доходов и цен.

Интересно, что паритетная покупательная способность доллара обратно пропорциональна рейтинговой позиции страны по ИРЧП. Чем выше рейтинг, тем ниже ППС доллара в этой стране.

Очень важна так называемая модель потребления, принятая в обществе. То, что представляется жизненно необходимым в Дании или Новой Зеландии, для жителей Уганды или Афганистана вообще не существует.

А если у человека отсут­ствует возможность обеспечить себя по этим позициям в соответствии с моделью потребления, принятой в его стране? Тогда он — нищий. В потрепанном «шевроле», с мобильником без «блютус» и выхода в Интернет, лишенный возможности послушать в живом исполнении Хворостовского или Монсеррат Кабалье, вынужденный ходить не в оперу, а в кино, бедный, обездоленный человек.

 

Многочисленное население

Малочисленное население

Высокий ВВП

Высокий душевой ВВП (США)

Очень высокий душевой ВВП (Исландия, Катар)

Низкий ВВП

Очень низкий душевой ВВП (ДР Конго, Бангладеш)

Относительно высокий душевой ВВП (Хорватия)

 

Страна

Место по ИРЧП

Сумма

Приобретаемые товары и услуги

Исландия

1

100 крон

Ничего

США

12

1 доллар

Ничего

Россия

67

32 рубля

1,5 поездки на транспорте; чашка кофе в автомате; пачка сигарет; 1,5 кг хлеба; 1 л молока

Эфиопия

169

10 000 быр

Проживание, питание, бытовые и транспортные услуги в течение суток

 

 

Приоритетные позиции в модели потребления

Страны с высоким ИРЧП

Образование, забота о здоровье, дом, автомобиль, удовлетворение культурных потребностей, развлечения, связь

Страны со средним ИРЧП

Работа, квартира, еда, забота о здоровье, образование, отдых, связь

Страны с низким ИРЧП

Еда, жилье, работа, зрелища

 

Индекс нищеты населения (ИНН)

Нищие в Индии и Финляндии разные. Но все же в главном они схожи: у них отсутствует то, что в их странах, в соответствии с моделью потребления, признается жизненно важным. Поэтому и критерии, по которым определяется Индекс нищеты населения, похожи. Однако их числовые значения различаются для стран с высоким ИРЧП (ИНН-2) и всех остальных (ИНН-1).

Такой подсчет дает возможность определить, что среди развитых стран меньше всего нищих в Швеции, Норвегии, Нидерландах, Финляндии и Дании. А в Исландии (1-е место в рейтинге ИРЧП) таковых вообще не обнаружено. Среди развивающихся стран самыми благополучными оказались Барбадос, Уругвай, Чили, Аргентина и Коста-Рика. Больше всего нищих по ИНН-1 в Мали (107-е место по ИРЧП, 56%) и Чаде (108-е место, 57), а в богатых странах больше всего нищих в США (15-е место, 15%), Ирландии (5-е место, 16) и Италии (20-е место, 29%). Показатель ИНН хорошо коррелирует с ожидаемой продолжительностью жизни и уровнем образования. И в том, и в другом случае зависимость, разумеется, обратно пропорциональная.

ИНН

Продолжительность жизни (ОПЖР)

Уровень образования

Черта бедности

ИНН-1

До 40 лет

% неграмотных взрослых

1 долл. США в день (по ППС), национальная черта бедности

ИНН-2

До 60 лет

% функционально неграмотных взрослых

4 долл. США в день

 

Показатель расширения возможностей женщин (ПРВЖ)

Во всех странах, в большей или меньшей степени, имеет место неравенство между мужчинами и женщинами. Заметнее всего оно проявляется, например, в неравной оплате за равный труд или в затрудненном для женщин доступе к участию в политическом руководстве, занятию ответственных руководящих постов в государственном управлении или бизнесе. Это неравен-ство (гендерные диспропорции) свойственно и странам, занимающим высшие строчки в рейтинге по ИРЧП. Методика расчета ИРЧП позволяет выявить гендерные диспропорции и учесть их в специальном рейтинге. Этот показатель называется Индекс развития с учетом гендерного фактора (ИРГФ). Рейтинг по ИРГФ отличается от общего рейтинга по ИРЧП. Причем чем ниже уровень показателя страны в общем рейтинге, тем значительнее различия.

Страна

Рейтинг ИРЧП

Рейтинг ИРГФ

ИРЧП-ИРГФ

Исландия

1

1

0

Ирландия

5

15

–10

США

12

16

–4

Чили

40

40

0

Россия

67

59

+8

Нигерия

158

139

+19

Напрашивается предположение, что в высокоразвитых и благополучных странах гендерные диспропорции работают не в пользу женщин, а в странах среднего и низкого уровня ИРЧП — совсем наоборот. На самом деле, это не так. Разница действительно есть, но проявляется она в реальном участии женщин в политике, государственном управлении и общественном производстве. Для выявления этого существует специальный расчетный показатель — Показатель расширения возможностей женщин (ПРВЖ).

Наибольшим равенством возможностей в сравнении с муж­ской частью населения женщины обладают всё в тех же странах Северной Европы, традиционно занимающих первые строчки в рейтингах ИРЧП и ИРГФ. Вот как реализуются возможности женщин в этих странах:

доля женщин-парламентариев в Швеции — 47,3%;

доля женщин — государственных чиновников и управляющих бизнесом в Норвегии и Финляндии — 30%;

доля женщин — технических специалистов в Исландии — 56%.

Впрочем, мировой чемпион по доле женщин — государственных чиновников все-таки Филиппины — 58%! А наибольшая доля женщин — технических специалистов — в Казахстане, 67%. Заседать в парламенте женщинам в этих странах, видимо, просто некогда.

Любая страна, которой удалось достигнуть значительного объема ВВП, справедливо этим гордится. Однако этот показатель отражает только производство товаров и услуг. О том, как живется людям в этой стране, он ничего не говорит. Другие, еще более формальные показатели, такие как площадь и численность населения, форма правления и государственное устройство, говорят об этом еще меньше. Числовое выражение социальных аспектов жизни человека позволяет оценить страны с точки зрения условий проживания в них, наиболее значимых для человека.

А теперь — заключительный вопрос: удалось ли доктору Махбубу уль Хаку решить поставленную им задачу: разработать рейтинговый критерий для типологии стран, учитывающий такую заведомо качественную характеристику, как качество жизни? С моей точки зрения — да.

TopList