Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №1/2010
Я иду на урок

Экскурсии и формирование географического мышления 

Г. Г. Гимранова ,
учитель географии школы № 18 г. Белорецка Республика Башкортостан

На вершине горы Малиновая

В современном мире роль географии в воспитании личности школьника особенно велика. Ведь сформированное географическое мышление — это понимание целостности нашей среды обитания, взаимодействий в ней, осознание ответственности за свою деятельность в окружающей среде.

В кабинете ли решать такие воспитательные задачи? Нужна постоянная полевая работа с учащимися, нужны экскурсии. На местности учитель имеет большие возможности влиять на эмоционально-волевую сферу детей, на местности мы включаем учеников в практическую деятельность. В походах мы достигаем наибольшей заинтересованности в деятельности для улучшения окружающей среды.

Выхожу с детьми на учебные экскурсии с самого начала изучения школьного курса географии, с 6-го класса. Начинаем со знакомства с сезонными изменениями в природе. Выявляем участки, наиболее сильно измененные деятельностью человека, загрязненные. В первую очередь посещаем объекты, расположенные рядом с нашей школой, — гора Малиновая, берега р. Нура (приток р. Белой). Школьники по специальным карточкам-инструкциям выявляют характер загрязнения, оценивают степень загрязненности различных участков вдоль маршрута. Там, где это возможно, загрязненные участки очищаем от мусора.

Важно не закончить работу сразу по окончании экскурсии. Нужно наладить обработку полученных данных. Учащиеся составляют отчеты с фотографиями, схемами маршрутов, рисунками, таблицами.

С ребятами постарше провожу экскурсии не только в пределах Белорецка, но и выездные. Наш Башкортостан, наш Урал — как они красивы! И неисчерпаемы для исследовательского взгляда. Нужно лишь научиться смотреть. Я и учу этому.

Посещаем заповедник «Шульган-Таш» с Каповой пещерой, изучаем работу заповедника, важность особо охраняемых природных территорий. При составлении отчета ученики находят дополнительные сведения о пещерах, о карсте.

То, что дети видят на экскурсиях, что изучают при составлении отчетов, помогает им потом в жизни найти дело по душе. При работе на местности не только воспитывается любовь к малой родине, но и складывается особое, наше, географическое, мировидение. Важнейший его элемент — осознание (и не кабинетное осознание!) того, что природа — источник удовлетворения жизненных и духовных потребностей человека.

Учащиеся создают агитбригады, организуют круглые столы. Они хотят, чтобы и их сверстники, и родители бережно относились к окружающей среде, чтобы в общественном сознании утвердились нравственные нормы поведения в природе.