Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №2/2010
Географическое образование

Коммерческая география Беларуси

Программа учебного курса. 36 часов

П. И. Рогач,
доцент кафедры экономики природопользования Белорусского государственного экономического университета;
В. Н. Сосновский,
доцент кафедры экономической географии и охраны природы Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка

На страницах «Географии», № 2/2007, была напечатана статья доктора пед. наук Е.Л. Плисецкого «Особенности курса коммерческой географии России и его преподавания в профильной школе». В Республике Беларусь в 2009 г. в издательстве «Права і эканоміка» вышло пособие П.И. Рогача и В.Н. Сосновского «Камерцыйная геаграфія Беларусі» для учителей общеобразовательных учреждений (факультативные занятия)». Считаем, что читателям будет интересно ознакомиться с программой пособия и особенностями преподавания этой дисциплины в союзном с Россией государстве.
Нам было бы интересно узнать, в каких странах («ближнего» и «дальнего» зарубежья) и на каком уровне (общеобразовательные школы, средние специальные учебные заведения или высшие) изучается коммерческая география?
Полагаем, что открытие рубрики «Вести географического образования стран СНГ» сделает еще более интересной газету и принесет несомненную пользу всем ее читателям.

Введение (1 ч).
Предмет курса. Развитие и становление коммерческой географии, ее связь с другими дисциплинами. Основные источники информации и методы исследований. Роль курса в подготовке учащихся к практиче­ской деятельности в условиях рыночной экономики.
Как и проф. Е.Л. Плисецкий, мы рассматриваем коммерческую географию как самостоятельное направление социально-экономической географии. Однако, в отличие от него, предмет ее формулируем несколько иначе: «Коммерческая география изучает пространственные аспекты, связанные с формированием товарных ресурсов и услуг на определенной территории и продвижением их до потребителей в зависимости от природных, социально-экономических, исторических и политических условий».

Раздел I. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ И КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (8 ч)
Тема 1. Территория как основа коммерческой деятельности (1 ч).
Территория Беларуси* , особенности ее конфигурации и степень компактности. Оценка экономико-географического и геополитического положения страны и ее регионов. Границы государства для развития внутренних и внешних торговых связей. Физическая и экологическая ограниченность территории. Различия в площади административно-территориальных единиц (областей, районов). Территориальная доступность опорных центров расселения. Влияние территориального фактора на хозяйствование и коммерческую деятельность.
Тема 2. Природно-ресурсный потенциал (2 ч).
Понятие «природно-ресурсный потенциал». Природные условия Беларуси и их влияние на хозяй­ственную и коммерческую деятельность. Важнейшие природные ресурсы, их роль в развитии производства и формировании товарных ресурсов. Ресурсные экспорт­ные возможности страны и ее регионов. Экологиче­ская ситуация как сдерживающий фактор устойчивого развития. Природно-ресурсный потенциал государства для развития внутреннего и внешнего туризма.
Тема 3. Население (2 ч).
Численность населения Беларуси и его динамика. Естественное и механическое движение населения. Национальные и половозрастные особенности и их влияние на коммерческую деятельность. Уровень образования, размещение населения и их влияние на коммерческую деятельность. Городское и сельское население, его роль в формировании товарооборота и размещении торговых объектов. Города как фокусы деловой активности. Доходы населения и коммерче­ская деятельность. Занятость в торговле и других видах коммерческой деятельности. Здоровье населения и занятие коммерческой деятельностью.
Тема 4. Транспорт и связь (2 ч).
Значение транспорта и связи в формировании географического разделения труда, в осуществлении внутри- и межгосударственных контактов. Особенности и использование разных видов транспорта в коммерческой деятельности. География транспортной сети страны, крупнейшие транспортные узлы. Транзитная роль Беларуси. Придорожный сервис. Безопасность перевозки грузов. Таможенный контроль. Связь и коммерческая деятельность, роль Интернета.
Тема 5. Финансово-кредитная инфраструктура (1 ч).
Понятие «финансово-кредитная инфраструктура». Банковская система Беларуси и ее география, крупнейшие банки страны. Страховые компании Беларуси и их география, крупнейшие страховые компании. Фондовые биржи и коммерческая деятельность.

Раздел II. ГЕОГРАФИЯ ПРОИЗВОДСТВА И РЫНОК ОСНОВНЫХ ВИДОВ ПРОМЫШЛЕННОЙ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ (14 ч)
Тема 6. Добывающая промышленность (1 ч).
Хозяйственное значение, отраслевой состав и современный уровень развития добывающей промышленности Беларуси. География добычи основных видов минерального сырья и топлива; заготовки древесины, лекарственных растений, плодов, ягод и грибов. Охотничье хозяйство. Рыболовство. Природное сырье как предмет торговли. Внутренний рынок сырья и топлива.
Тема 7. Обрабатывающая промышленность (10 ч).
Роль обрабатывающей промышленности Беларуси в формировании товарных ресурсов. География важнейших отраслей обрабатывающей промышленности: топливно-энергетическая; машиностроение и металлообработка; пищевая; химическая и нефтехимическая; лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная; металлургическая; строительных материалов и конструкций; легкая. Особенности формирования товарных ресурсов по регионам страны. Отраслевой и территориальный монополизм. Торговля продукцией обрабатываю­щей промышленности. Ведущие отечественные предприятия на рынке продукции обрабатывающей промышленности.
Тема 8. Сельское хозяйство (2 ч).
Роль сельского хозяйства Беларуси в формировании товарных ресурсов. География отраслей сельского хозяйства. Рынок важнейших видов продукции: зерна, картофеля, овощей, фруктов, сахарной свеклы, льна, рапса, мяса, молока, яиц. Обеспеченность населения страны и ее регионов основными видами сельскохозяйственной продукции. Возможности сельского хозяйства страны для усиления ее экспортного потенциала.
Тема 9. Рынок услуг (1 ч).
Особенности торговли услугами. Потенциал Беларуси для оказания международных услуг. Отраслевая и географическая структура торговли услугами. Приоритетное развитие транспортных услуг, лизинга, услуг образования, охраны здоровья и др.

Раздел III. ГЕОГРАФИЯ ВНУТРЕННЕЙ ТОРГОВЛИ БЕЛАРУСИ (5 ч)
Тема 10. География товарных ресурсов (1 ч).
Понятие «товарные ресурсы». Основные источники их формирования. Баланс товарных ресурсов региона. Территориальная структура формирования товарных ресурсов. Производство, использование и запасы важнейших видов промышленной продукции Беларуси.
Тема 11. География материально-технической базы торговли (2 ч).
Материально-техническая база оптовой и розничной торговли: география и особенности использования. Факторы, определяющие размещение торговой сети в городской и сельской местности. Городские рынки и их материально-техническая база. Супер- и гипермаркеты, дискаунтеры в торговле Беларуси. Передвижная торговля. Фирменная торговля. Торговля через Интернет. География товарных ресурсов и материально-технической базы: совпадения и различия.
Тема 12. География товарооборота и его структура (2 ч).
Понятие «розничный товарооборот». Истоки розничной торговли Беларуси. Динамика розничного товарооборота и факторы, его обусловливающие. Территориальные различия товарооборота и их причины. Особенности розничного товарооборота сельской местности. Товарооборот важнейших видов товаров. Доля отечественных товаров в розничном товарообороте.

Раздел IV. ГЕОГРАФИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ БЕЛАРУСИ (8 ч)
Тема 13. Внешнеторговый потенциал и его оценка (2 ч).
Понятие «внешнеторговый потенциал», анализ составных частей и факторы, воздействующие на его формирование. Отрасли международной специализации Беларуси. Внешнеторговый товарооборот страны, структура экспорта и импорта. Участие Беларуси в международных выставках и ярмарках. Выставочно-ярмарочная деятельность в Беларуси. Возможности вступления страны во Всемирную торговую организацию.
Тема 14. Торговля со странами СНГ (2 ч).
Внешнеторговый товарооборот со странами СНГ. Отраслевая и географическая структура внешнеторгового товарооборота. Крупнейшие торговые партнеры и их характеристика. Сальдо внешнеторгового товарооборота. Формы торгового сотрудничества и расчетов.
Тема 15. Торговля Беларуси с Российской Федерацией (1 ч).
Российская Федерация как самый емкий рынок продукции Беларуси. Отраслевая структура внешнеторгового товарооборота. Регионы России в торговле с Беларусью. Необходимость диверсификации внеш­ней торговли с регионами России.
Тема 16. Внешнеторговые связи Беларуси со странами вне СНГ (2 ч).
Торгово-экономические связи со странами Европы, Азии, Америки, Африки и Австралией. Крупнейшие торговые партнеры. Структура экспорта и импорта. Сальдо внешнеторгового товарооборота. Формы торгового сотрудничества и расчетов. Регионы Беларуси во внешней торговле. Свободные экономические зоны на территории Беларуси.
Тема 17. Мировой транспорт и его роль в осуществлении торгово-экономических связей (1 ч).
Понятие «мировой транспорт». Важнейшие пути сообщений и виды транспорта, их роль в перевозке грузов и пассажиров. Крупнейшие торговые порты мира. Участие Беларуси в осуществлении мировых торгово-экономических связей. Основные транзитные нефте- и газопроводы, железные дороги и автомагистрали.
Дополнительные 4 часа на посещение банка, страховой компании, биржи, дискаунтера.
В программу включены также практические работы, однако их перечень в целях экономии места мы посчитали приводить здесь нецелесообразным.
Не вызывает сомнений то, что изучение коммерческой географии поможет молодому поколению адаптироваться к условиям рыночной экономики и более грамотно подойти к выбору будущей профессии.

* Здесь и далее сохраняем авторское написание названия Белоруссии. — Прим. ред.