Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №5/2010
Задачи, тесты, олимпиады, конкурсы

Бедствующий Науру

Разбор задания «Таинственный остров»

опубликованного в № 21/2009

Давно в адрес редакции не приходило столько конкурсных работ. Всё больше школьников пытаются нешаблонно и творчески мыслить, всё больше учителей предоставляют своим воспитанникам возможность оживить школьную географию, наполнить ее новыми красками. Отрадно, что в этом туре очень высок процент новичков, рискнувших присоединиться к конкурсу именно на этом этапе.
Максимальная оценка за тур составила 1,6 балла. Это не очень много, но ведь и задание в этот раз было сравнительно легким. За правильный ответ на первый вопрос (определение острова-страны) начислялось 0,2 балла, за второй (определение столицы) — тоже 0,2 балла, при правильных ответах на более сложные вопросы (с третьего по пятый) можно было получить до 0,4 балла за каждый. На первый вопрос все, за исключением лишь одной работы, ответили верно.
Таинственным островом оказался Науру, расположенный в Тихом океана, в группе островов Микронезии, немного южнее экватора. На острове сформировалось независимое государство — Республика Науру — одно из самых маленьких в мире (площадь всего 21 км2, меньше только Монако и Ватикан). Население острова — 14 тыс. чел. Возможно, по причине таких малых размеров в государст­ве нет официальной столицы. Да и вообще городов на Науру нет, есть лишь округа-дистрикты — 14. Резиденция парламента расположена в округе Ярен на юго-западе, прямо у взлетно-посадочной полосы един­ственного на острове аэропорта, а резиденция президента — в округе Мененг (на юго-востоке). Может быть, из-за этого некоторые источники, как правило переводные, называют столицей Ярен. Официально столицы на Науру нет. Представьте, что Москва вдруг в одночасье стала самостоятельным государством, а ведь она почти в 50 раз больше Науру. Можно ли тогда будет назвать столицей Кремль, раз Государственная Дума заседает на Охотном ряду (а Мосгордума на Петровке), а Правительство РФ на Краснопресненской набережной (мэрия же на Тверской)?
В третьем вопросе спрашивалось, каким государствам и в какое время принадлежал «таинственный» остров. Приведем эти сведения в краткой форме.
1888—1914 гг. — Германия;
1914—1923 гг. — Австралия (оккупация в годы Первой мировой войны);
1923—1942 гг. — подмандатная территория под управлением Австралии, Великобритании и Новой Зеландии (административно управляла Австралия, присутствие Великобритании и Новой Зеландии было формальным);
1942—1945 гг. — Япония (оккупация в период Второй мировой войны);
1945—1968 гг. — Австралия, Великобритания и Новая Зеландия (две последние опять же формально, с 1947 г. статус подопечной территории ООН под управлением этих трех стран);
1968 г. — независимость (но лишь в 1999 г. Республика Науру стала членом ООН).
Не все упоминали о захвате острова Японией во Второй мировой войне, кто-то забывал, что режим подмандатной, а затем и подопечной территории формально осуществляли Великобритания, Австралия и Новая Зеландия. Кстати, иногда государство на Зеленом континенте путали с Австрией. Жюри снижало баллы за такую описку: при оформлении работы нужно быть внимательнее.
Почти не было неправильных или неполных ответов на четвертый вопрос, в котором спрашивалось о характере и причинах антропогенной катастрофы, видимой на космическом снимке. Все без исключения, определившие Науру, связали катастрофу с разработками фосфоритов, почти погубившими остров. История эта известна и поучительна.
Всего лишь за столетие цветущий тропический остров был превращен в каменную пустыню. Разработка «камня жизни» (фосфориты используются в основном для производства фосфорных удобрений) началась в 1906 г. австралийской «Пасифик фосфейт компани». Произошло это  еще в годы германского господства на острове. Отсюда понятна прыть австралийцев, занявших остров, когда представился удобный случай — Первая мировая война. К концу ХХ в. карьер занял три четверти острова, сохранилось лишь 200 га растительного покрова (почти как московский ЦПКиО им. Горького вместе с Нескучным садом — и это на всю страну). Карьер представляет собой лунный пейзаж: после уничтожения фосфоритной «шапки» в центре острова выступило известняковое основание бывшего кораллового атолла — абсолютно безжизненное нагромождение известняковых глыб и зубцов высотой до 10—15 м. Из-за вырубки лесов и уничтожения почвенного покрова оголенная поверхность острова стала интенсивно отражать солнечные лучи, в результате чего изменился климат и сильно сократилось количество осадков. Остров покинули многие виды животных. На Науру часты засухи, острый дефицит пресной воды, которую завозят аж из Австралии. По всему острову установлены емкости для сбора дождевой воды.
Нынешнее руководство острова обвиняет во всех бедах колониальный австралийский режим, хотя и само интенсифицировало горнодобывающую промышленность в последние десятилетия ХХ в., получая за отгруженные фосфориты неплохие деньги. В 1989 г. Республика Науру подала иск в международный суд по поводу «экологического террора» Австралии во время управления островом. Австралия принуждена была выплачивать компенсацию, которой все же не хватает для полноценной рекультивации земель. В «тучные» годы «фосфоритного бума» Республика Науру активно завозила землю с тем, чтобы подсыпать ее в местах отработанных карьеров. Однако эта программа сорвалась из-за высокой затратности. Так что в центре острова продолжают зиять хорошо видимые из космоса дыры выработанных карьеров.
Ответ на пятый вопрос показал уровень самостоятельности мыслей и суждений участников конкурса. Часть из них просто скопировала нужные куски текста из интернет-энциклопедий, не удосужившись их адаптировать и осмыслить. Некоторые пытались ответить лаконично, всего в двух-трех предложениях, этот вариант устраивал жюри больше, но при нем иногда забывались важные для экономики Науру статьи дохода, особенно относящиеся к непроизводственной сфере.
Важнейшим продуктом экспорта Науру все еще остаются фосфориты. В 2004—2005 гг. их вывоз сократился со 113 до 20—30 тыс. т в год, в 2003 г. добыча была полностью прекращена, но уже с 2006 г. отмечен новый рост объемов добычи, ее продолжают вести австралийские горнодобывающие компании. В 2007 г. остров экспортировал около 200 тыс. т ценного сырья. Конечно же, науруанцы осознают, что своими руками буквально уничтожают остров, на котором живут, но прочие отрасли экономики не приносят стабильного дохода.
Из-за недостатка влаги и земельных угодий на Науру сложно развивать сельское хозяйство. На узкой прибрежной полосе выращиваются бананы, ананасы, папайя, манго, хлебное дерево, кокосовая пальма. Аграрная продукция в основном идет на местный рынок. Рыболовство тоже нельзя назвать спасительной соломинкой для экономики бедствующей страны. Острову принадлежат лишь два небольших рыболовецких судна, которые вылавливают рыбу в основном для внутреннего потребления. Часть выловленного тунца экспортируется в Австралию и Японию, однако доходы от экспорта очень незначительные. Существует и рыбоводство: в небольших искусственных водоемах на острове разводится рыба ханос, она тоже в основном кормит самих науруанцев. Вот и все резервы производ­ственной сферы экономики.
Состояние непроизводственной сферы также отнюдь не радужное. Многие участники конкурса в своих ответах говорили о развитии на острове туризма. Но можно ли всерьез говорить о туристском буме там, где работают карьерные экскаваторы и не хватает пресной воды? В последние годы значительным пополнением местного бюджета стали доходы от выдачи лицензий на право вылова рыбы в исключительной экономической зоне (ИЭЗ). Основными партнерами в этой сфере являются рыболовецкие компании Китая, Южной Кореи, Тайваня, США и Японии. Приходится ко двору и финансовая помощь Австралии, направляемая и как компенсация за причиненный экологический урон, и как средства на временное содержание на острове стремящихся попасть в Австралию беженцев. Теперь это не только уроженцы других стран Океании и выходцы из Юго-Восточной Азии, но и беженцы из Афганистана.
В 1990-е годы остров Науру превращался в оффшорную зону. На нем было зарегистрировано несколько сот банков, в которые поступали суммы сомнительного происхождения. Например, только за 1998 г. в оффшор из России поступило вкладов на 70 млрд долл. США. Под давлением ФАТФ (Межправительственной комиссии по борьбе с отмыванием криминальных капиталов) и под угрозой санкций со стороны США, последовавших после сентября 2001 г., Республика Науру была вынуждена в 2001 г. ограничить, а в 2003 г. — запретить деятельность оффшорных банков и принять меры против отмывания денег. Кроме того, ранее Науру занималось продажей паспортов иностранным гражданам (так называемые «паспорта инвестора»), но в последние годы от этой практики отказалась, и тоже под международным нажимом.
В последние годы сформировался еще один канал получения финансовой помощи. Он связан с признанием правительством Науру государств, испытывающих проблемы с международным признанием. Так, в декабре 2009 г. Республика Науру признала Абхазию и Южную Осетию и установила с ними дипломатические отношения. Возможно, эти попытки разорвать кольцо международной изоляции новыми закавказскими странами могут у кого-то вызвать улыбку. Но ведь Науру — член ООН, она имеет голос в Генеральной Ассамблее. Науру же от этого дипломатического прорыва желает получить новые кредиты — конечно же, не от Сухума или Цхинвала, а прямо от Москвы. Подобным же образом островное государство ведет себя и в китайском вопросе. Оно то признает Китайскую Республику на Тайване и игнорирует КНР, то за щедрую благодарность Пекина в 130 млн долл. разрывает отношения с Тайбэем и устанавливает их с континентальным Китаем. Кстати, Косово Республика Науру тоже признала за вознаграждение от ЕС.
Финансовое положение Науру далеко не блестяще. И это тем более странно, что в 70—80-е годы эта страна считалась одной из самых богатых и процветающих среди развивающихся. Вот как об этом периоде повествует одна из присланных на конкурс работ.

Здание парламента Республики Науру. На переднем плане — взлетно-посадочная полоса международного аэропорта.

К концу семидесятых годов Республика Науру имела самый высокий в мире уровень доходов на душу населения, превосходя по этому показателю ОАЭ почти в два раза, а США  — в четыре. Бесплатными стали образование и медицина, налоги были полностью отменены, и жители острова получили право время от времени бесплатно летать на Большую землю. Большинство семей тогда имели по несколько автомобилей, хотя пешком обойти остров можно часа за четыре. Для того, чтобы создать достаточное количество рабочих мест, правительство раздуло административный аппарат, превратив большинство работающих островитян в государ­ственных служащих. Островитяне получали ежегодно почти 300 млн долларов. В пересчете на душу населения — огромные деньги. Обладая таким доходом, коренные жители не работали на добыче фосфоритов. Для этого завозились (и сейчас завозятся) рабочие с соседних Кирибати и Тувалу, а также из Азии.
Впрочем, с самого начала богатство имело и негативные последствия. Радикально изменилось питание островитян. Ловить рыбу и собирать кокосы больше никому не хотелось, и основным их питанием стали гамбургеры с «кока-колой», а также завозимые на остров полуфабрикаты. Жители Океании генетически предрасположены к полноте и диабету, поэтому Науру имеет самый большой процент диабетиков в мире: этой болезнью страдает около 60% населения.
С самого начала было ясно, что фосфориты когда-нибудь закончатся. Значительная часть средств уходила в специальный фонд, который призван был обеспечить гражданам республики безбедную жизнь и после истощения запасов. Размер фонда и детали его деятельности всегда были государственной тайной, но считается, что в середине 1980-х годов его суммарный капитал достигал 2 млрд долл.
Инвестиционная политика Науру была покрыта тайной, но сообщения о неудачах и скандально-комических провалах инвесторов временами все-таки появлялись в прессе. Некоторые инвестиционные решения были очевидно разорительными. Из соображений престижа Науру обзавелось собственной авиакомпанией, в которой в лучшие времена было шесть самолетов. Летали они практически пустыми. Не лучше работала и государственная судоходная компания, которая несла систематические убытки — во многом из-за раздутых штатов.
К концу 80-х годов ситуация стала быстро ухудшаться. «Стабфонд», на который возлагали такие надежды, усох. Стоимость его активов составляла 1,3 млрд долл. в 1991 г. и лишь 140 млн долл. в 2002 г. Причиной этого стала не столько коррупция, сколько хроническая некомпетентность управленцев.
Эта история интересна и поучительна тем, что перекликается с развитием нашего государства, которое обладает огромными природными ресурсами. Всегда есть искушение увеличить доходы населения России путем уменьшения его численности до «приемлемых» цифр.
Команда «Гармония-2», г. Новосокольники, Псковская обл.
Источники информации: Интернет-энциклопедия «Википедия», блог Андрея Николаевича Ланькова, материал Виталия Шапрана на сайте «Всё о финансовых рынках».

Небоскреб Коллинс-Стрит, 80, в Мельбурне. В прошлом — «Дом Науру».

Финансово-экономическое благополучие «Кувейта Тихого океана», как часто называли Науру еще пару десятилетий назад, окончилось провалом в нищету. Провалом в прямом смысле, ведь на поверхности острова зияют дыры фосфоритных карьеров. А тут еще пугают глобальным потеплением и повышением уровня Мирового океана, которое окажется для «низкорослого» острова фатальным. В пору говорить об эвакуации населения из зоны экологического бедствия. Только бежать науруанцам из своей страны некуда. Когда Науру было богатым государством и на деньги не скупилось, в австралийском Мельбурне был построен «Дом Науру» (Nauru House) — небоскреб в 52 этажа высотой 190 м. Строительство здания велось с 1972-го по 1977 г. и стало частью инвестиционной программы правительства Науру по аккумуляции полученных от продажи фосфоритов доходов. По окончании строительства и до 1980 г. «Дом Науру» был самым высоким зданием Мельбурна. Общая площадь здания составила 50,5 тыс. м2, то есть на каждого жителя Науру в нем приходилось по 3,5 м 2. Финансовые затруднения заставили правительство Науру в 2004 г. продать свою зарубежную собственность, и сейчас «Дом Науру» принадлежит Квинслендской инвестиционной корпорации и известен уже по своему почтовому адресу: Коллинс-Стрит, 80.
Вот такие серьезные проблемы вскрыл снимок небольшого клочка суши, затерянного среди пространств Тихого океана. Жюри конкурса «Географическое пополнение» благодарит всех участников и их тренеров за активное участие и рассчитывает на то, что в последующих турах нашим конкурсантам окажутся по плечу и более сложные задания. Отдельное спасибо за присланные поздравления с Новым годом. Новых участий и новых побед вам, дорогие друзья!

По поручению жюри конкурса «Географическое пополнение»
Д.В. Заяц