Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №7/2010
Географическое образование

Попьем чайку?

16 декабря 1773 г. в Бостоне члены организации «Сыны свободы» выбросили за борт с трех английских судов 45 т чая. Они протестовали против решения английского парламента о беспошлинном ввозе английского чая в колонии. Этот инцидент вошел в историю под названием «Бостонское чаепитие» — «Boston Tea Party». С него, как считается, началась борьба североамериканских колоний за независимость.
В 2009 г. в США возникло протестное движение, названное по аналогии «Чаепитием». Хотя движение явно играет на руку Республиканской партии, прямой связи между ними установить не удается. Возможно, это действительно массовое, низовое движение нового поколения: люди объединились благодаря блогам и социальным сетям. Среди активистов нового движения — бывший губернатор шт. Аляска и кандидат в вице-президенты на выборах 2008 г. Сара Пэйлин.
Одна из инициатив, обсуждаемых «Чаепитием», — вернуть в избирательный закон ценз грамотности. Или, как иронично говорили участники недавнего «чайного» съезда в Нэшвилле (шт. Теннеси), разрешать голосовать только тем, кто хотя бы может без ошибок написать слово «выборы». По сути же речь идет о том, чтобы допускать к участию в выборах только тех, кто понимает, что такое выборы, за что он голосует и почему. Чтобы каждый, кто принимает участие в решении судьбы страны, понимал, что это за страна и как она развивается.

Нью-Йорк Таймс, радио «Свобода»

Комментарий. А что вы, уважаемые учителя, уважаемые географы, думаете о введении ценза грамотности, например, у нас? Или «голосование сердцем» лучше?
Конечно, предвыборное испытание на умственную состоятельность, скажете вы, будет напоминать печально знаменитый ЕГЭ. Зачем умножать нелепости? Однако, быть может, это как раз путь преодоления нелепости? Если принимать решения о том, кому управлять развитием, будут только граждански грамотные люди, вряд ли они приведут к управлению образованием людей с тестово-полицейским видением результатов образования.
И не ввести ли ценз грамотности для авторов и издателей учебников? Давайте обсудим.