Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №31/2002

Я иду на урок

Шаг к формированию пространственного мышления

А.Л. МИЛЛЕР
учитель гимназии № 107
г. Санкт-Петербург

Применительно к двухмерному пространству (а именно такую размерность имеет географическая карта) существует три основных типа размещения географических объектов — точечный, линейный и площадной. Исходя из этого разные объекты изображаются на картах разными способами — значками, в том числе пунсонами, линейными знаками, способом ареалов, способом качественного фона и др. Соответственно, разные движения должна совершать указка при показе на карте тех или других объектов.

Однако, как показывает практика, учащиеся, а нередко и выпускники школ часто не умеют правильно показывать объекты на карте. На мой взгляд, причина кроется в слабой методической проработке темы. Почти ни в одном школьном учебнике нет упоминания о способах картографирования. В 6-х классах при изучении начального курса физической географии учитель объясняет, что и как правильно показывать (например, реку, гору, океан), в более же старших классах обычно это не делается — считается, что учащиеся сами должны понять, как показывать район выращивания какой-нибудь культуры или газопровод. На практике этого, как правило, не происходит. Вот и получается, что когда мы просим наших учеников показать город, указка на карте обводит круг, а промышленный район или район животноводства показывается точкой.

Для того чтобы преодолеть этот пробел, я разработал задания, которые предлагаю учащимся в конце учебного года. Здесь приведено два примера — один для шестого класса, другой — для восьмого (при комплексном изучении географии России, когда общая часть — физическая и экономическая география — изучается в 8-м классе).

Для 6-х классов (по стенной карте полушарий): материк, река, бассейн реки, водораздел, город, крупное государство, водопад, море, залив*, вулкан, горный хребет, нагорье, архипелаг, равнина, гора.

После того как письменно задание выполнено, следует обратить внимание, что способ показа зависит от масштаба карты. Можно предложить учащимся подчеркнуть те объекты, способ показа которых изменится при работе с картой, выполненной в большем или меньшем масштабе, или усложнить задание, продолжив список: береговая линия Индии, береговая линия Австралии, о. Мадагаскар, о. Пасхи.

Для 8-х классов (по стенной карте России): равнина, транспортный узел, железная дорога, тектоническая платформа, полуостров*, гора, трубопровод, лесопокрытая площадь, порт, район возделывания сельскохозяйственной культуры, район разведения животных, циклон, месторождение полезного ископаемого, бассейн полезного ископаемого, судоходный участок реки, промышленный центр, район развитой промышленности (по какой-нибудь из отраслей).

В 6—7-х классах возможно после выполнения заданий повторение изученной номенклатуры в самых разных формах, в том числе игровых, но обязательно с показом на карте называемых объектов самими учащимися.

Задание (заранее написано на доске или кодопленке).
Расклассифицируйте нижеприведенные объекты по трем группам — что и как вы покажете:


* Показывая полуостров или залив, лучше провести указкой только вдоль его береговой линии, не замыкая ее там, где полуостров соединяется с сушей, а залив — с основным водоемом. — Прим. ред.