Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №28/2004

Непризнанные государства


Республика Южная Осетия
Республик Хуссар Ирыстон

Д.В. ЗАЯЦ

Герб Республики Южная Осетия

Герб Республики
Южная Осетия

Республика Южная Осетия (РЮО) — одно из трех самопровозглашенных непризнанных государств, существующих на настоящий момент в Закавказье. Датой его возникновения считается 20 сентября 1990 г., когда областной совет Юго-Осетинской автономной области, находившейся дотоле в составе Грузинской ССР, принял решение о повышении статуса региона. 19 января 1992 г. в Южной Осетии был проведен референдум по вопросу о будущем республики, на котором большинство участвовавших высказались за присоединение к Российской Федерации.
29 мая 1992 г. республика приняла Акт о государственной независимости и вышла из состава Грузии.
Площадь территории Республики Южная Осетия составляет по разным источникам 3,2 или 3,9 тыс. км2, на ней проживает около 80 тыс. человек. В настоящее время до 80% жителей Южной Осетии имеют российское гражданство (по-видимому, всё население республики за исключением этнических грузин). Столица — единственный в регионе город Цхинвал (по-грузински — Цхинвали). Официальные языки — осетинский, русский, грузинский.

Современный статус
и политическое устройство

Согласно принятой в 1993 г. конституции (с поправками, утвержденными на референдуме, прошедшем в апреле 2001 г.), Республика Южная Осетия — самостоятельное суверенное государство, независимый субъект международного права, по форме правления является унитарной президентской республикой. Глава государства — президент, баллотироваться на высшую должность в республике может гражданин республики не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории Южной Осетии не менее 10 лет. В республике действуют независимые органы законодательной и судебной власти.
Республика Южная Осетия имеет свое гражданство, но законодательство РЮО разрешает двойное гражданство. Именно по этой причине основная часть населения региона ныне являются гражданами России. При этом, ввиду неопределенного статуса и изолированности региона, у людей нет на руках российских документов, в обиходе продолжают использоваться старые советские паспорта (образца 1974 г.) с отметкой о южноосетинском гражданстве. В первые годы независимости еще широко использовались советские бланки. Однако к настоящему времени их запас исчерпан. Сейчас гражданам выдаются временные документы (свидетельства о рождении, паспорта, дипломы учебных заведений, разнообразные справки), отпечатанные на принтере и подписанные ответственными чиновниками. Понятно, что, даже несмотря на упрощенный режим границы между Южной Осетией и Россией (для ее пересечения не нужна виза), путь через Кавказский хребет для жителей Южной Осетии с такими импровизированными документами на руках заказан. Жесткая позиция российских пограничных служб в этом вопросе вызывает недовольство южных осетин.
В Южной Осетии можно найти много черт, сближающих этот регион с Россией. Например, здесь в отличие от Грузии действует декретное время. Поэтому Цхинвал живет по московскому времени, а разница с тбилисским составляет один час.
Республика Южная Осетия имеет свои национально-государственные символы, почти полностью повторяющие символику Северной Осетии. На гербе на фоне горных цепей изображен барс. Прообраз нынешнего герба хранится в институте рукописей АН Грузии с подписью «Герб Осетии, выполнен грузинским ученым царевичем Вахушти Багратиони* в 1735 г.». Барс — древний символ осетинского народа, олицетворяющий его храбрость и отвагу. На флаге Южной Осетии три горизонтальные полосы — белая, красная и желтая. Белый цвет отражает моральную чистоту, красный — воинскую доблесть, желтый — изобилие и богатство. Эту цветовую гамму использовали скифы и аланы — предки осетин, в то время эти цвета символизировали соответственно сословия жрецов, воинов и земледельцев. Сами осетины считают, что использование на государственном флаге двух цветов российского триколора — белого и красного — говорит о тесных связях с Россией.
В административно-территориальном отношении Южная Осетия разделена на 5 регионов —
4 административных района: Дзауский (ранее — Джавский), Знаурский, Ленингорский, Цхинвальский, и город республиканского подчинения Цхинвал.
С точки зрения официального Тбилиси, не существует не только отдельной Республики Южной Осетии, но и вообще никакой особой югоосетинской административной единицы. Юго-Осетинская автономная область была упразднена парламентом Грузии еще в декабре 1990 г., ее территорию разделили между соседними грузинскими районами. В Грузии вообще избегают называть эту территорию Южной Осетией, предпочитая топонимы Самачабло и Шида Картли. Первый термин — «земля [рода] Мачабели» — отражает реалии феодального прошлого, второй (в переводе с грузинского — Внутренняя Картли) призван отождествить районы Южной Осетии с исконно грузинскими землями.


* Вахушти Багратиони (ок. 1696—1784), сын грузинского царя Вахтанга VI, дед Петра Ивановича Багратиона, был видным географом и историком. Даже в советское время его имя носил Институт географии Академии наук Грузинской ССР.

Особенности природы

Кафе «Фатима»
Кафе «Фатима»

Южная Осетия занимает центральную часть южных склонов Большого Кавказа и северную оконечность закавказской Внутреннекартлийской равнины. По территории Южной Осетии протягиваются Рачинский, Лихский (Сурамский), Кударойский, Гудисский, Харульский, Ломиский хребты; на северо-востоке расположено Кельское нагорье. Около 90% территории лежит на высотах свыше 1000 м, вблизи Главного Кавказского хребта многие вершины превышают 3500 м, высшая точка республики — г. Халаца, 3938 м. В центральной части Кавказских гор, где расположена Южная Осетия, практически нет удобных перевалов. Основной перевал через Главный Кавказских хребет — Рокский (2995 м), под ним проложен Рокский тоннель на Транскавказской магистрали.
В горах Южной Осетии выделяются три высотных пояса: предгорный (до 1000 м), среднегорный (1000—2000 м) и высокогорный (выше 2000 м). Климат меняется по высотным поясам от умеренно теплого и влажного в южной части до климата вечных снегов в северных высокогорных частях. Средняя температура самого теплого месяца (августа) в Цхинвале 21 °С, на высоте 2000 м уже холодает до 14 °С. В январе на всей территории республики господствуют отрицательные температуры.
Относительно большое количество осадков (до 1000 мм и более) и горные ледники способствовали появлению густой речной сети. Главные реки Южной Осетии — Большая и Малая Лиахви, Ксани, Лехура, Меджуда. Все они относятся к бассейну Куры, то есть входят в область внутреннего стока.
В предгорном поясе в основном развиты плодородные черноземовидные, местами аллювиальные и перегнойно-карбонатные почвы, выше преобладают темно-бурые горно-лесные и горно-луговые почвы. Под лесами и кустарниками в советское время было занято 48% всей территории Южной Осетии. На сегодняшний момент эта цифра уменьшилась из-за активных рубок древесины на топливо и стройматериалы — следствие энергетического кризиса и послевоенной разрухи. Нижний пояс лесов представлен дубом с кустарниками, выше к дубу примешиваются бук, граб и клен; в горном лесном поясе господствуют хвойные леса (ель, местами пихта и сосна). Еще выше — субальпийские и альпийские луга. Наиболее высокогорные части Южной Осетии покрыты горным оледенением, ледники приурочены больше к западным склонам.
Южная Осетия — регион с повышенной сейсмической опасностью. Отмечены проявления катастрофических землетрясений прошлого. В апреле 1991 г. почти в самом эпицентре восьмибалльного землетрясение оказался райцентр и известный горный курорт Джава, поселок не отстроен до сих пор.
Если рассматривать природные условия со стратегической точки зрения, а актуальность этого обусловливает непростая политическая обстановка, сложившаяся ныне в Грузии, то на первый взгляд Южная Осетия выглядит очень уязвимой. Во-первых, здесь нет отделяющего мятежную республику от возможного противника значимого природного рубежа, такого как река Ингури на границе Абхазии или река Чолоки на границе Аджарии. Во-вторых, контакты с союзными силами, а ими в сложившихся условиях воспринимаются Северная Осетия и Россия в целом, значительно затруднены почти непроходимым Кавказским хребтом.
В-третьих, расстояние от Цхинвала до Тбилиси составляет всего 120 км, а сама столица Южной Осетии расположена буквально на границе республики, южные кварталы Цхинвала почти уже вторгаются в пределы Горийского района Грузии. Казалось достаточно небольших усилий для того, чтобы взять под контроль столицу строптивого региона, а вместе с ней обуздать ретивость всей недовольной территории. Тем не менее подобный сценарий не удалось реализовать в 1989—1992 гг., вряд ли он пройдет и сейчас. Цхинвал стоит на реке Большая Лиахви, в межгорной котловине, окруженной господствующими высотами (превышение над урезом реки — 250 метров). Легко ли контролировать город, который виден как на ладони с высоты кавказских предгорий? Да и вся Южная Осетия полна укромных мест: ущелий, горных плато, перевалов. В случае необходимости повстанцы наверняка уйдут с равнины в горы, чтобы продолжить сопротивление, как это уже не раз бывало за долгую историю Осетии.

Краткий исторический очерк

Здание совмещенного автобусного и железнодорожного вокзала в Цхинвале. Восстановлено в 2002 г. после разрушений, полученных во время вооруженного конфликта 1989—1992 гг.

Здание совмещенного автобусного
и железнодорожного вокзала в Цхинвале.
Восстановлено в 2002 г. после
разрушений, полученных во время
вооруженного конфликта 1989—1992 гг.

Со второй половины 1-го тыс. до н.э. территория Южной Осетии входила в Иберийское (Картлийское) государство. У предков осетин — аланов на Северном Кавказе в IX—XII вв. сложилось раннефеодальное государство, поддерживавшее торговые и культурные связи с Грузией, русскими княжествами, Византией. Нашествия монголо-татар (с конца 30-х годов XIII в.) и Тамерлана (конец XIV в.) вынудили осетин переместиться в горные ущелья Кавказа, откуда они начали заселять южные склоны гор. Осетины, вначале занимавшие высокогорную часть Центральной Грузии, в XVII—XVIII вв. распространились в предгорной и равнинной зоне. Основным занятием населения на равнинах было земледелие, в горах — скотоводство.
Идеологи упразднения югоосетинской автономии правы, когда говорят, что осетины в Закавказье никогда не имели своей государственности. Но в горах Южной Осетии они появились не позже грузин или тех народов, от которых грузины произошли. Столетия Южная Осетия входила в состав феодальной Грузии; бо'льшая часть южных осетин жила в Картлийском царстве со столицей в Тбилиси, меньшая — в Имеретинском, главным городом которого был Кутаиси. Территория, заселенная осетинами, постепенно включается в общегрузинские торговые отношения, однако вплоть до начала ХХ в. осетинские ущелья жили довольно замкнуто, в значительной степени сохраняя пережитки родового строя. Именно тогда появились первые конфликты между осетинами и грузинами, имевшие классово-социальный подтекст: южные осетины находились в крепостной зависимости от грузинских феодалов и мечтали выйти из-под нее. Свободолюбивый дух горцев призывал не смиряться с подчиненным положением народа.
В 1801 г. Южная Осетия вместе с Грузией, согласно Георгиевскому трактату 1783 г., добровольно присоединилась к Российской империи. После Октябрьской революции 1917 г. на территории Грузии, в 1918 г., была провозглашена Грузинская Демократическая Республика, власти которой стали реализовывать лозунг «Грузия для грузин». В марте 1918 г. осетинские крестьяне выступили против притеснений грузинской администрации, повстанцы заняли Цхинвал, но превосходящие вооруженные силы грузинского правительства вынудили их отступить. Восставшие отошли в Северную Осетию, где влились в события Гражданской войны на Северном Кавказе. Реакция независимой Грузии на восстание осетин была крайне жесткой, нынешнее руководство Южной Осетии считает, что это был геноцид и сегодняшнее руководство Грузии должно признать этот факт и извиниться за него. Многие осетинские села были «зачищены» грузинами, из Южной Осетии в Северную через кавказские перевалы потянулись беженцы. По распоряжению В.И. Ленина, для устройства беженцев на постоянное жительство были отведены земли вблизи Владикавказа. В дальнейшем северные осетины и правительство РСФСР оказывали явную поддержку югоосетинскому национальному движению, преследуя при этом разные цели. Осетины жаждали воссоединения двух Осетий в составе единого национально-государственного образования, руководство Советской России пыталось таким путем свергнуть недружественный тбилисский режим. В конце апреля 1920 г. крестьяне Рокского района восстали и 8 мая установили Советскую власть. На помощь им выступила бригада, сформированная во Владикавказе из южных осетин. Через год после падения Грузинской Демократической Республики и установления в Грузии Советской власти Южная Осетия получила статус автономной области в составе Грузинской ССР; это произошло 20 апреля 1922 г., на 2 года раньше, чем в рамках РСФСР была образована автономия Северной Осетии (в ранге автономной области, с 1936  г. — автономной советской социалистической республики).
В годы существования СССР осетины были одним из немногих народов страны, имевших более одного национально-государственного образования (остальные: буряты, ненцы, армяне — Армянская ССР и Нагорно-Карабахская АО). Разделенный осетинский народ еще в советское время высказывал свое желание воссоединиться в границах единого административного образования, но все эти просьбы Центр оставлял без ответа.

Российские миротворцы на параде в Цхинвале
Российские миротворцы
на параде в Цхинвале

В составе Грузинской ССР Южная Осетия была одним из наименее развитых регионов. Занимая 5,6% территории союзной республики, автономная область концентрировала всего 1,9% численности населения, а удельный вес ЮОАО в валовом продукте Грузии составлял 1,1%, в общем объеме промышленного производства — 0,8%, в сельском хозяйстве — 0,7%, в стоимости основных производственных фондов — 0,2%. Все это приводило к оттоку населения из автономной области в более развитые районы: в Тбилиси, Кутаиси, долину Куры, в Северную Осетию. Южная Осетия была, пожалуй, единственным национально-государственным образованием СССР, в котором население сокращалось в абсолютных цифрах со 103 тыс. в 1978 г. до 99 тыс. в 1989 г.
Во второй половине 80-х годов в Грузинской ССР усилились проявления национал-экстремизма, стало много говориться о засилье в республике инонационалов, на страницах «демократической» печати обсуждались проекты ограничения рождаемости для негрузинских народов. Самым кризисным моментом стал день 23 ноября 1989 г., когда националистически настроенные грузины пытались 20-тысячной колонной войти в Цхинвал и свергнуть законную администрацию Юго-Осетинской АО. Колонна была остановлена у самого въезда в город, и спустя двое суток напряженного противостояния повернула обратно, но данный инцидент перевел назревавший осетино-грузинский конфликт в силовую фазу.

Трибуна почетных гостей на праздновании Сочинских договоренностей, завершивших войну

Трибуна почетных гостей на праздновании
Сочинских договоренностей,
завершивших войну

В ходе вооруженных столкновений 1989—1992 гг. было убито и пропало без вести более тысячи человек (в основном мирное население), более 2,5 тыс. получили ранения, были сожжены 93 деревни (главным образом осетинские), оказались разрушенными объекты промышленности и инфраструктуры. Потери от военных действий правительство Южной Осетии оценивает в 1 млрд долл. Многие жители Южной Осетии — осетины, грузины, русские — вынуждены были покинуть родные места. Только число югоосетинских беженцев в Северную Осетию разные авторы оценивают цифрой от 30 до 100 тыс. чел. Покинувшие зону конфликта расселялись в окрестностях Владикавказа, в том числе в опустевших в результате осетино-ингушского конфликта домах ингушей в Пригородном районе. Это обстоятельство сильно осложнило урегулирование еще одной кавказской межэтнической проблемы. В июле 1992 г., согласно Сочинским договоренностям между Россией и Грузией, в Южную Осетию были введены трехсторонние российско-грузино-осетинские миротворческие силы. С этого времени, уже больше десяти лет, в районе конфликта сохраняется хрупкое равновесие. Грузия, де-юре не признавая независимость Южной Осетии, де-факто все же смирилась с неподконтрольностью Цхинвала. Политическая ситуация вокруг Южной Осетии кардинальным образом изменилась после «революции роз» в Тбилиси в ноябре 2003 г., в результате которой пал режим многолетнего президента Грузии Э. Шеварднадзе, на смену которому пришел молодой и амбициозный лидер М. Саакашвили. В мае 2004 г. грузинские власти установили свой контроль над почти самостоятельной доселе Аджарией*. Быстро и без видимого сопротивления решив эту проблему, официальный Тбилиси занялся Южной Осетией.


* См. Д.В. Заяц. Две точки зрения на аджарскую проблему//География, № 22/2004, с. 4—10.

Население

За спиной Южной Осетии угадывается Россия

За спиной Южной Осетии
угадывается Россия

Достоверных данных о том, сколько людей проживает ныне в Южной Осетии, нет. Последняя советская перепись 1989 г. зафиксировала 99 тыс. жителей автономной области. Сейчас оценки населения разнятся от 80 до 30 тыс. Точному определению численности населения региона мешают два обстоятельства. Во-первых, многие из бывших уроженцев Южной Осетии в годы конфликта укрылись в Северной Осетии, но при этом сохраняют связи со своей родиной и пользуются ее гражданством, хотя фактически в республике не проживают. Во-вторых, основная часть проживающих в республике грузин не признает югоосетинской государственности и бойкотирует любые стремления властей их пересчитать, будь то избирательная кампания или постановка на учет в органы социального обеспечения. В любом случае география расселения жителей Южной Осетии не изменилась с советских времен: относительно густо заселены лишь предгорья окраины Внутреннекартлийской равнины (90% всего населения), тогда как плотность населения в горных районах крайне мала. В равнинной части преобладают крупные сельскохозяйственные поселения, вытянутые вдоль речных долин или межгорных понижений. В горах меRста для больших сел нет, очень мало и удобной земли для занятия сельским хозяйством, поэтому горные поселения очень компактны, малонаселенны, занимают немногие относительно плоские пространства.
События вооруженного конфликта, как и в других местах межнациональных конфликтов на постсоветском пространстве, изменили этническую структуру населения, но не так сильно, как в Абхазии или Нагорном Карабахе. По переписи 1970 г. в Юго-Осетинской АО проживало 66,5% осетин, 28,3% грузин, 1,6% русских. В настоящее время доля грузин несколько сократилась (до четверти всех жителей региона), осетин — выросла. Серьезные изменения постигли лишь русскую общину края: из 6,5 тыс. русских, живших здесь до конфликта, ныне осталось около тысячи.
Сельские населенные пункты двух основных народов Южной Осетии — осетин и грузин — перемешаны на ограниченных пространствах межгорных равнин.
К северу от преимущественно осетинского Цхинвала, вдоль дороги к Рокскому тоннелю и далее в Россию, располагаются крупные грузинские сёла Тамарашени, Квемо-Ачабети, Земо-Ачабети, Курта, Кехви, Дзарцеми, Кемерти. Зигзагообразная граница республики с равнинными районами Грузии уже давно не соответствует реальным ареалам расселения осетин и грузин: те и другие живут по обе стороны границы. В пограничных районах Южной Осетии — Знаурском и Ленингорском — много грузинских сел, грузинский язык здесь едва ли не более употребим, нежели осетинский. Дзауский (или Джавский) район, напротив, почти чисто осетинский.
Все основные этнические группы Южной Осетии являются единоверцами и исповедуют православное христианство. В конституции республики православие получило статус государственной религии, окормление верующих осуществляется через патриаршее подворье Русской православной церкви в Цхинвале. В то же время автокефальная (самостоятельная) Грузинская православная церковь расценивает Южную Осетию как свою каноническую территорию.
Население Южной Осетии примерно одинаково распределяется между городом и селом. В регионе всего пять городских поселений: поселки городского типа (дано официальное в республике — осетинское написание и в скобках — грузинское) — Дзау (Джава), Знаур (Знаури), Ленингор (Ленингори или Ахалгори), Квайса (Кваиси) и единственный город Цхинвал (Цхинвали). Численность населения каждого из поселков составляет не более 1—2 тыс. жителей. Это административные центры районов, несущие торгово-распределительные функции, а Квайса — рабочий поселок при месторождении свинцово-цинковых руд.
Цхинвал расположен на самой южной границе РЮО, на правом берегу Большой Лиахви. В 252 г. персидский царь Асфагур основал на обрывистом речном берегу крепость, вокруг которого позже возникло селение, названное Цхинвали. Югоосетинские краеведы считают, что этот топоним происходит от грузинского словосочетания цхенис-вали — «след от подковы». Известный российский топонимист Е.М.Поспелов придерживается иной версии: имя селения содержит грузинский корень крцхин — «граб». Но ни одна версия не оспаривает грузинского происхождения имени города. Южные осетины иногда называют свою столицу Чреба, но это имя не имеет официального статуса.
В 1922 г. Цхинвали было крупным осетинско-грузинским селом и преобразовано в город для того, чтобы стать административным центром создаваемой Юго-Осетинской автономной области. В 1934—1961 гг. город носил имя Сталинири в честь многолетнего лидера Советского государства И.В. Сталина, родившегося поблизости от этих мест, в городе Гори. Одна из центральных улиц города до сих пор называется улицей Сталина. Цхинвал в 1989 г. начитывал 42 тыс. жителей, но по оценке на 2004 г. здесь осталось всего 34 тыс. Во время военной фазы грузино-осетинского конфликта город испытал заметные разрушения, следы которых видны до сих пор.

Хозяйство

Как уже упоминалось, в советское время Южная Осетия была одним из экономически наименее развитых регионов Грузии.
В соседнем Горийском районе один лишь хлопчатобумажный комбинат в стоимостном выражении давал почти столько же продукции, сколько вся югоосетинская промышленность. Но сегодня даже тот не очень высокий уровень воспринимается как желанная, но труднодостижимая цель.
В советское время главной отраслью экономики автономной области было машиностроение, в Цхинвале работали заводы «Электровибромашина» (одно из двух предприятий СССР, специализировавшихся на выпуске горно-шахтного и обогатительного оборудования), «Эмальпровод», механический, автобусоремонтный. Деревообрабатывающая промышленность (лесокомбинат в Цхинвале) базировалась на местной древесине. Производились железобетонные изделия и другие стройматериалы. В пищевой промышленности было развито производство консервов, пива и фруктовых вод, молочных изделий, плодовоягодных вин.
Глубокий провал, постигший экономику Южной Осетии на рубеже 80-х и 90-х годов, связан с нарушением хозяйственных связей и общим спадом производства, что характерно для всего постсоветского пространства, но в первую очередь также с последствиями вооруженного конфликта: разрушениями предприятий и инфраструктуры, оттоком квалифицированных кадров, последствиями экономической блокады со стороны тбилисских властей.
Считается, что Южная Осетия небогата природными ресурсами. Из полезных ископаемых в промышленных масштабах разрабатываются лишь свинцово-цинковые руды на руднике в Квайсе (Кваиси). Известны месторождения облицовочных материалов: мрамора различных расцветок, габбро; существуют и успешно разрабатываются источники минеральной воды, но все же ресурсы недр дают региону мизерный доход. В регионе почти нет своих энергоносителей. Система малых ГЭС (они действуют в Цхинвале, Кехви, Ленингоре, Квайсе), справлявшаяся с нагрузками в 60-е годы, уже не может покрыть потребности в электричестве. Посему Южная Осетия — зона острого энергетического кризиса. Зимой в Цхинвале недостает тепла, трубы печек-буржуек торчат из многих окон городских квартир. Круглогодично подача электричества в жилые дома ведется всего 6 часов в сутки. Правительство республики решает проблемы энергоснабжения на переговорах с российскими компаниями. Совсем недавно стало известно, что оно заинтересовано в строительстве газопровода из Северной Осетии в Южную.
Основная часть ВВП Южной Осетии ныне, после постигшей республику дезиндустриализации, приходится на сельское хозяйство. Сельскохозяйственные угодья составляют около половины территории республики, но это преимущественно не земледельческие районы, а летние пастбища. В низинах выращивают овощи и бахчевые культуры, в горной части — картофель. Из-за климатических условий земледелие в основном поливное (в советское время были созданы Тирипонская, Кехвская и Ванатская оросительные системы). Большое значение имеет животноводство, в том числе пастбищное овцеводство. Разводят также крупный рогатый скот и свиней, но для них характерно стойловое содержание.
В настоящее время в Южной Осетии из транспорта остался только автомобильный. Автодорожная сеть республики сравнительно густая и тесно интегрирована в автомобильные дороги Грузии. Однако качество дорожного покрытия трудно назвать хотя бы сносным. Практически не ремонтировавшиеся за годы самостоятельности дороги обеспечивают безопасную скорость лишь не более 30 км/ч. Не исключение и основная автотрасса республики Цхинвал—Джава—Рокский тоннель—Алагир, или Транскавказская магистраль (ТРАНСКАМ), по сути ставшая в последнее десятилетие «дорогой жизни» для блокированного региона, так как является единственным транспортным путем, связывающим Южную Осетией с Россией. По дороге идет интенсивное автомобильное движение, причем не только российских и югоосетинских, но и грузинских автомашин. Цхинвал связан пассажирским сообщением со всеми районными центрами Южной Осетии, крупными городами Грузии (имеются рейсы на Тбилиси, Кутаиси, Батуми) и российского Северного Кавказа.
До военных действий 1989—1992 гг. Цхинвал имел и железнодорожное сообщение: 33-километровая ветка соединяла город с Закавказской железной дорогой. В настоящее время электропоезд из Гори следует только до последней перед югоосетинской границей станции «Никози». Далее до Цхинвала 5 километров заросших травой проржавевших рельсов. Разрушенный железнодорожный вокзал был восстановлен в 2002 г. и теперь используется как автобусный. Грузинское правительство периодически напоминает о намерениях восстановить железнодорожную связь с Южной Осетией, пустить по реконструированной дороге товарные и пассажирские составы.
Стоящие перед республикой экономические проблемы, минимальный уровень производства обусловливают крайне низкий уровень жизни населения. Среднемесячная заработная плата в Южной Осетии составляет 300, а пенсия 100 рублей (российский рубль — основная денежная единица в регионе), в то время как прожиточный минимум оценивается в 1100—1300 рублей. В таких условиях можно выжить, только уповая на приусадебное хозяйство и родственников за пределами республики. Множество уроженцев Южной Осетии осело в России, да и не только в ней, и по мере возможности помогают своим испытывающим нужду родственникам, а через них и республике.
Из-за своего выгодного географического положения Южная Осетия стала посредником при торговых связях между Россией и Грузией. Правда, связи эти в основном контрабандные: из России нелегально вывозятся горюче-смазочные материалы, пищевые продукты, запасные части к машинам и механизмам, из Грузии в Россию идет поток сельскохозяйственной продукции, спирт, товары турецкого и иранского производства. Два этих потока сталкиваются на рынке в Цхинвале, который в Тбилиси на самом высоком уровне называют экономической диверсией Москвы против Грузии. Именно контроль за этим рынком и наведение порядка в пограничной торговле грузинские власти называют своими приоритетами в отношениях с Южной Осетией. Южные осетины воспринимают требования прекратить контрабанду и предоставить доступ в Цхинвал грузинских таможенников как первый шаг Тбилиси к подчинению мятежной республики. На бытовом, общежитейском уровне в контрабанде заинтересованы как осетины, так и проживающие в окрестных селах грузины, так как торговые сделки обеспечивают весомые доли доходов семей, проживающих по разные стороны непризнанной границы.

Транскавказские магистрали

Связи Северного Кавказа с Закавказьем осуществляются по транспортным коридорам, идущим вдоль Черного (через Сочи и Сухуми) и Каспийского (через Дербент) морей. Эти транспортные оси представлены авто-железнодорожными полимагистралями (напомним, что в настоящее время сквозного железнодорожного движения через Абхазию нет). Через центральную горную часть Кавказа в различные периоды истории были проложены следующие транспортные пути.
Военно-Грузинская дорога (208 км) — транспортный путь от Владикавказа до Тбилиси через центральную часть Главного хребта, проложенный по долинам рек Терек и Арагви. Наивысшая точка — Крестовый перевал (2379 м). Дорога проложена русскими войсками в конце XVIII в. для укрепления позиций России в Закавказье. В настоящее время основной путь транспортных связей России и Грузии. Дорога используется круглогодично, зимой лавиноопасна.
Военно-Сухумская дорога (349 км) — дорога, связывающая Ставрополь и Сухуми, проложена по долинам Кубани, Теберды и Кодори через Клухорский перевал (2781 м) в 1894 г. Цель строительства: умиротворение абхазов, черкесов и карачаевцев, обеспечение доступа хлеба Ставропольской губернии к черноморским портам. В настоящее время разорвана по Кавказскому хребту, транзитного движения не существует.
Военно-Осетинская дорога (275 км) — дорога от Владикавказа до Кутаиси. Проходит по долинам Ардона и Риони, пролегает через Мамисонский перевал (2820 м). Построена в 1897 г. для военно-стратегических связей Северного Кавказа с Западной Грузией. В настоящее время транспортное сообщение ограничено, в высокогорной части дорога не имеет твердого покрытия, Мамисонский перевал открыт шесть месяцев в году (с мая по октябрь).
Транскавказская магистраль (ТРАНСКАМ) (160 км) — автомагистраль, ведущая от города Алагир (Северная Осетия) через Цхинвал в Гори (Грузия). Проложена по долинам рек Ардон, Закка и Большая Лиахви, на северном участке частично совпадает с Военно-Осетинской дорогой. Пересекает Главный хребет Кавказа в Рокском тоннеле близ Рокского перевала (2995 м). Закончена в 1986 г., призвана заменить неудобный и сезонный путь через Мамисонский перевал и дублировать Военно-Грузинскую дорогу. Рокский тоннель, протяженностью 3,7 км, пробит на высоте 2000 м. Магистраль используется круглогодично, зимой лавиноопасна.
Дорога Грозный—Тбилиси — автомобильная дорога, строившаяся в начале 90-х годов одновременно со стороны Грузии и Чечни по долинам рек Аргун и Пшавская Арагви. Проходит через населенные пункты Шатой, Итум-Кале, Шатили, Жинвали. Главный хребет Кавказа пересекает по перевалу Датвис-Джварисгеле (2676 м, открыт с мая по ноябрь). Цель строительства — стратегические связи самопровозглашенной Чеченской Республики Ичкерия с Грузией, подпитка чеченских вооруженных формирований оружием и продовольствием. В настоящее время трасса недостроенной дороги заблокирована российскими пограничными постами.

Последние события и перспективы развития

В конце мая 2004 г. политическая ситуация вокруг Южной Осетии резко обострилась, прежде всего из-за действий грузинской стороны. 31 мая Грузия без согласования с командованием миротворческих сил установила свои новые посты в зоне конфликта на ближайших подступах к Цхинвалу. На следующий день, 1 июня, опять же без постановки в известность властей Южной Осетии, ряд сел региона «с гуманитарными целями» пыталась посетить супруга грузинского президента. Также в начале июня тбилисские власти под предлогом борьбы с контрабандой перекрыли границу с Южной Осетией и по сути ужесточили блокаду мятежной республики. В последующие дни к рубежам республики стягивались военные и полицейские подразделения Грузии. В результате, 12 июня Южная Осетия заявила о прекращении любых отношений с Грузией и приостановке переговорного процесса. При этом республика обратилась к верховным органам Российской Федерации с просьбой о вхождении Южной Осетии в состав Российского государства. Осетины и грузины снова встали у опасной черты, обстановка по своей взрывоопасности напоминает события 1989—1990 гг., приведшие к вооруженным столкновениям и большой крови.
В сложившихся условиях существует четыре сценария дальнейшего развития событий и определения статуса Южной Осетии.Сценарий 1. Воспользовавшись слабостью и нерешительностью России и беззащитностью Южной Осетии, Грузия устанавливает свой полный контроль над ее территорией и инкорпорирует этот регион в состав унитарного государства. В результате Южную Осетию покинут большинство проживающих там осетин, ухудшится гуманитарная ситуация на Северном Кавказе, откроется путь для вторжения грузинских сил в Абхазию. Этот сценарий наименее выгоден России. Он означает, что наша страна теряет влияние на ситуацию
в приграничных странах и полностью уступает инициативу своим геополитическим соперникам, прежде всего США.
Сценарий 2. Путем переговоров устанавливается автономный статус Южной Осетии в рамках федеративной или конфедеративной Грузии. Южная Осетия в той или иной форме сохранит свою государственность и самобытность, а Россия сможет выступить в качестве гаранта соблюдения договоренностей. По подобному направлению сможет в перспективе пройти процесс урегулирования абхазского вопроса. Этот сценарий представляется в настоящее время самым реалистичным и выполнимым, потому что учитывает интересы сразу нескольких из конфликтующих сторон.
Сценарий 3. Южная Осетия становится кондоминиумом (совладением) Грузии и России. Оба государства будут нести равную ответственность за положение в регионе, жители Южной Осетии будут иметь двойное российско-грузинское гражданство, такой подход позволит максимально учесть интересы и осетинского, и грузинского населения, проживающего в регионе. Однако реализация этого сценария возможна при условии, что руководство Грузии откажется от конфронтации с Россией и будет придерживаться союзнических отношений.
Сценарий 4. Южная Осетия, как и настаивает сегодня руководство этой республики, входит в Российскую Федерацию в составе единого субъекта — Республики Осетия со столицей во Владикавказе, на охрану рубежей региона заступают российские пограничники, порядок в регионе поддерживают российские силы МВД. Законодательство и России, и Южной Осетии предусматривает такое развитие событий. Однако прецедент изменения границ в таком взрывоопасном и конфликтном регионе, каким является Кавказ, неминуемо дестабилизирует обстановку в других конфликтных регионах (Абхазия, Чечня, Нагорный Карабах). Резко против будет мировое сообщество, а Россия в своем нынешнем положении обязана считаться с мнением своих внешнеполитических партнеров. Поэтому реализация данного сценария маловероятна.
Ни один из этих сценариев не допускает сохранения статус-кво, то есть существования независимого югоосетинского государства. Дело в том, что государство это и политически, и экономически несостоятельно, что не скрывают даже сами руководители Южной Осетии. Несмотря на то, что непризнанная республика смогла просуществовать в нелегких условиях уже более 10 лет, у нее нет будущего. Рано или поздно статус региона будет определен, и Южная Осетия войдет в состав более крупного государства. Какого? Это решит уже ближайшее развитие событий на Кавказе.