Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №11/2009
География России и стран ближнего зарубежья

География и Гоголь

Г. М. Лаппо,
доктор геогр. наук, профессор, заслуженный деятель науки, почетный член Русского географического общества, лауреат Государственной премии СССР

Окончание. См. № 9, 10/2009

Город в жизни и творчестве Н.В. Гоголя

Памятная серебряная монета, посвященная 200-летию Гоголя. В композиции реверса — мотивы и персонажи произведений «Ночь перед Рождеством», «Мёртвые души», «Ревизор», «Шинель», «Нос». Банк России, 2009.

Памятная золотая монета с изображением персонажей из повести Гоголя «Ночь перед Рождеством». Слева вверху — царица на троне, перед ней у ступенек трона — молодой человек с туфельками в руках, справа — две женские фигуры и одна мужская, напоминающая по облику писателя, на втором плане — село с церковью, хатами и колодцем. Банк России, 2009.

Гоголь посетил множество городов, но описывает большую их часть в письмах, а не в произведениях. Конкретные города как место литературного действия избираются сравнительно редко. В этой роли выступают два города — Миргород и Петербург. К ним можно было бы присоединить и Рим. Но Вечный город в повести «Рим» скорее выглядит как герой повествования, нежели как арена описываемых событий или их фон.

Поживи Гоголь подольше, а не 43 года, можно было бы ожидать, что достойное место в его произведениях заняли бы и милый сердцу Гоголя Киев, и Москва, в любви к которой писатель признавался не раз. И, конечно, в задуманном труде по географии России были бы даны выразительные портреты городов.

Парадокс. Питая любовь к деталям, к конкретному описанию городов — от широких панорамных картин до отдельных примечательных сооружений (многочисленные зарисовки, например, Неаполя, Гамбурга, Бадена, Константинополя, развернутые панорамы Рима и Петербурга), Гоголь в главных своих произведениях («Мертвые души» и «Ревизор») выводит анонимный город N*, не дает конкретных картин облика города, его улиц и домов, не любуется панорамами и силуэтами, которые всегда привлекали его в конкретных городах.

Города — и губернский в «Мертвых душах», и уездный в «Ревизоре» — охарактеризованы через людей. Галерея персонажей позволяет получить полное представление о характере среды города, его сущности. Гоголь был к городам очень внимателен. Он получал и удовольствие, и пользу от общения с городами, посещая и осматривая их. Прогулки по улицам и окрестностям посещаемых им городов были обязательными.

Особую роль в формировании его личности, становлении и развитии как писателя сыграли Нежин, Петербург, Рим, Москва, которые явились вехами на его жизненном и творческом пути.

В статье «Мысли о географии» самый большой фрагмент отведен городам. Гоголь чувствовал город как ключевой объект географии.

Тема города получает продолжение в другой публицистической статье — «Об архитектуре нынешнего времени». Он говорит об архитектуре как о живом существе, которое должно проявить свой нрав и характер. Ей, в частности, надлежит учитывать особенности природных условий местности. Вот какой должна быть архитектура городов, расположенных на ровной местности: «Здесь однообразие и простота домов будет большая погрешность. Здесь архитектура должна быть как можно своенравнее: принимать суровую наружность, показывать веселое настроение, дышать древностью, блестеть новостью, обладать ужасом, сверкать красотою, быть то мрачной, как день, охваченный грозою с громовыми облаками, то ясною, как утро в солнечном сиянии».

Гоголь указывал на ущербность однообразия, унылой монотонности, ратовал за привлекательность облика, выразительность силуэта. Поэтому подвергал критике новые города: «Новые города не имеют никакого вида: они так правильны, так гладки, так монотонны, что, прошедши одну улицу, уже чувствуешь скуку и отказываешься от желания заглянуть в другую. Это ряд стен и больше ничего». И для контраста приводит положительные примеры: «Старинный германский городок с узенькими улицами, с пестрыми домиками и высокими колокольнями имеет вид, несравненно более говорящий нашему воображению. Даже вид какого-нибудь восточного города, с высокими тонкими минаретами, с восточными пестрыми куполами, потонувшими в садах, имеет более характера, более дышит поэзией и воображением, нежели наши европейские города позднейшей архитектуры».

Гоголь формулирует положения, которые составляют основы важного направления в градостроительстве — эстетики города. Вид города должен доставлять удовольствие, его архитектура – давать простор и волю воображению.

Сборник «Арабески», в котором были опубликованы публицистические статьи Гоголя, вышел в свет в январе 1835 г. и был встречен критикой довольно прохладно. Досталось и статье об архитектуре. «Неужели детские мечтания об архитектуре — ученость?» — вопрошал В.Г. Белинский, считавший, что автор «Вечеров на хуторе близ Диканьки» скомпрометировал «Арабесками» свое литературное имя. Мысли Гоголя о необходимости иметь колоссальные башни для придания городу вида и украшения и одновременно для выполнения нескольких важных обязанностей; или о том, что «город должен состоять из разнообразных масс, если хотим, чтобы он доставлял удовольствие взорам»; или требование: «Город нужно строить таким образом, чтобы каждая часть, каждая отдельно взятая масса домов представляла живой пейзаж», — стали хрестоматийными и вошли в современные учебники по градостроительству.

Гоголь восхищался готической архитектурой, ее устремлением ввысь. Это соответствовало его натуре, стремлению подняться над миром. Он обращал внимание на разнообразие архитектуры разных народов и цивилизаций, на их опыт, который должны знать и использовать современные архитекторы. Интересно предложение Гоголя по популяризации «архитектурной летописи мира» (выражение Гоголя). В примечании к статье «Об архитектуре...» он пишет: «Мне прежде приходила очень странная мысль: я думал, что весьма не мешало бы иметь в городе одну такую улицу, которая бы вмещала в себя архитектурную летопись». На такой улице разместились бы сооружения разных эпох и цивилизаций.

В некоторых современных городах существуют в неизменном на протяжении веков виде особо интересные исторические улицы, способные рассказать о прошлом. Злата уличка в Праге законсервировала историю, показывает средневековую Прагу. Но ближе к идее Гоголя игрушечный городок Мадуродам в парке-музее Гааги, в котором сооружены макеты самых примечательных сооружений и зданий Нидерландов.

Фрагменты барельефа на постаменте памятника Н.В. Гоголю на Никитском бульваре в Москве
с изображением персонажей из комедии «Ревизор» и повести «Невский проспект»

Город, по мысли Гоголя, должен воспитывать, обогащать восприятие, давать волю воображению.

Очень интересовали Гоголя исторические города. В них его привлекала возможность погрузиться в прошлое. Архитектурные памятники — наследие прошлых эпох — приглашали проникнуть в глубь веков, воображение дополняло их историческими и литературными персонажами. Одна из причин любви Гоголя к Риму — в том, что Вечный город, столь богатый памятниками прошлых эпох, позволял прикоснуться к истории в гораздо большей степени, чем любой другой город. Одно время Гоголь хотел последовать примеру М.А. Максимовича и переехать из Петербурга в Киев, заняться там преподаванием в Университете Св. Владимира. Он писал Максимовичу в 1838 г.: «Туда, туда! В Киев, в древний, прекрасный Киев! Там или вокруг него делались дела старины нашей».

Город N*

В сентябре 2009 г. на территории местного курорта возле «миргородской лужи» собрались люди на открытие памятника Гоголю в Миргороде

Действие главного произведения Н.В. Гоголя «Мертвые души» происходит в некоей губернии, которую возглавляет город N*. Существовал ли прообраз этого города? Некоторые исследователи выдвинули версию о том, что прообразом может считаться Полтава — единственный губернский центр, в котором довелось, хотя и недолго, жить Гоголю. С другими губернскими городами знакомство Гоголя было мимолетным: писатель бывал в них проездом. Петербург и Москва не в счет, вследствие своего особого статуса столиц — официальной и бывшей, но первопрестольной. Однако возникают и сомнения. Гоголь жил в Полтаве еще до поступления в Нежинскую гимназию (1818—1820 гг.), будучи девяти-двенадцатилетним подростком. Можно полагать, что какой-то интерес к городу, к городским жителям, чиновникам и купцам у Гоголя уже зародился и он, движимый любопытством и любознательностью, многое о нем и его обитателях узнал. Но вряд ли впечатления мальчика столь раннего возраста, который еще не мог знать, кем он будет, накапливались целенаправленно.

Впоследствии, после опубликования первого тома «Мертвых душ» в 1842 г., Гоголю довелось жить в Калуге и Одессе. Одесса также не подходила на роль типичного представителя всей России.

Гоголь, приступая к работе над «Мертвыми душами», писал А.С. Пушкину в 1835 г.: «Мне хочется в этом романе показать хотя бы с одного боку всю Русь» (курсив мой. — Г.Л.). Поэтому нельзя было показывать реальный город даже под выдуманным названием, тем более под настоящим. Это противоречило замыслу и сузило бы литературное пространство действия гоголевской поэмы. Конкретный реальный город в «Мертвых душах» не был нужен, такой город не мог олицетворять всю Русь.

И действие «Ревизора» происходит в анонимном городе. Точнее, здесь следует говорить об обобщенном городе. Город, в котором правит городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, расположен где-то в глубине России, между Петербургом и Саратовом. Вероятно, неподалеку от Пензы, где Хлестаков проигрался в карты. Его назначение — представлять всю Россию. И автор его наделяет (через характеристику обитателей, начиная от городничего и до унтер-офицерской вдовы и полицейских с неслучайными фамилиями — Свистунов и Держиморда) чертами, характерными для мира российской провинции — с произволом властей, мздоимством чиновников, сплетнями, преклонением перед всем столичным. В малом городе — зеркале России — отражается вся страна. «Отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь», — говорит городничий.

Эскизы скульптур гоголевских героев, которые должны быть установлены в Миргороде

В «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» события разыгрываются в небольшом уездном городе Миргороде. Несмотря на реальное название и конкретности (вроде знаменитой лужи), Миргород, как и город в «Ревизоре», также является зеркалом России. Затхлый мир, не вполне чистоплотное поведение обывателей, растительная жизнь, мелкий интерес. Растянувшаяся на многие годы тяжба (возникшая по смехотворному поводу) между соседями, у которых былая дружба сменилась непримиримой враждой.

В «Повести...» бесчисленное множество деталей, описывающих дворы, обстановку в комнатах, привычки героев, внешность всех участвующих лиц, бекеши Ивана Ивановича... Все так конкретно, предметно, локально. А финальная фраза не столько подводит итог нелепой истории, сколько воспринимается как общий приговор: «Скучно на этом свете, господа!»

Нежин

В селе Келеберда Полтавской обл. открыли памятник Тарасу Бульбе к 200-летию Гоголя

Гоголь провел в Нежине семь с небольшим лет, будучи учеником Нежинского лицея, основанного в 1820 г. по инициативе князя Безбородко, канцлера во время правления Екатерины II. Видимо, Нежин был избран не случайно местом основания лицея. Город с глубокими историческими корнями (хотя сведения о древнем Нежине не получили признания как достоверные), Нежин был известным торговым центром пока не были построены порты в конце XVIII в. Товарищ Гоголя К.М. Базили в своих воспоминаниях называет тогдашний Нежин «мертвенным городком». В год окончания гимназии Гоголь пишет в одном из своих писем о душевном одиночестве в Нежине. Уровень преподавания в гимназии, по свидетельству ее выпускников, был невысок. Тем не менее Нежин оставил значительный след в жизни Гоголя, у которого проявилось именно здесь то, что определило его интересы и повлияло на выбор деятельности. С увлечением Гоголь принимал участие в театральных представлениях, которые регулярно устраивали гимназисты. Его товарищ А.С. Данилевский говорил о Гоголе, что он был превосходным актером. Особенно удавались ему комические роли. «Если бы он поступил на сцену, — вспоминает Данилевский, — он был бы Щепкиным».

Гоголь увлекался рисованием, и интерес к этому занятию сохранил на всю жизнь. К нежинскому периоду относятся и первые литературные опыты Гоголя. В течение 1827 г. была написана романтическая поэма «Ганц Кюхельгартен», с которой Гоголь отправился после окончания учебы в Петербург. Еще раньше он сочинил сатиру «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан», от которой остался лишь перечень глав. Были написаны стихотворная баллада «Две рыбки», трагедия «Разбойники», поэма «Россия под игом татар», славянская повесть «Братья Твердиславичи», стихотворения «Новоселье» и «Италия».

Первые шаги Гоголя на литературном поприще удачными назвать нельзя. «Ганц Кюхельгартен» был опубликован, но встретил жесткую критику, что вынудило Гоголя скупить и сжечь нераспроданные экземпляры книги. В Нежине среди гимназистов появились друзья, с некоторыми Гоголь поддерживал близкие отношения всю жизнь. Среди них — А.С. Данилевский, Н.В. Кукольник, К.М. Базили, Н.Я. Прокопович.

Петербург

Бюст Гоголя у Адмиралтейства в Александровском саду в Санкт-Петербурге

Петербург не пользовался расположением Гоголя. Но именно в этом городе, особенно на первых порах оказавшемся неприветливым, бездушным, «родился» великий писатель Гоголь. Петербург — его литературная родина.

Петербург вызывал неприязнь Гоголя по многим причинам. Прибыл молодой провинциал, полный надежд и желаний выбрать жизненный путь, позволяющий ему раскрыть разносторонние таланты. Однако Петербург не спешил с признанием. Попытка Гоголя поступить в театр потерпела неудачу. Одно время занимался живописью в Академии художеств. Служил на административном поприще в департаменте государственного хозяйства и публичных зданий (1829—1830 гг.), затем в департаменте уделов (1830—1831 гг.).

Преподавание истории в Патриотическом институте, а после в Петербургском университете удовлетворяло лишь на первых порах. Но самым ощутимым ударом стала неудача с «Ганцем Кюхельгартеном». Гоголь жил скудно, чувствовал себя неуютно, бранил отвратительный климат. Не имея цели, чувствуя лишь охоту к перемене мест, он бежал из Петербурга, отбыв в Германию. На поездку растратил деньги, которые должен был по поручению матери внести в опекунский совет. Но вскоре вернулся в Петербург. Разочарования, которое сменило некогда радужные надежды, Гоголь Петербургу не простил.

Работая над принесшими ему славу «Вечерами на хуторе близ Диканьки», Гоголь мысленно возвращался на ласковую свою родину. Он согревался в холодном Петербурге, придумывая забавные истории с дивчинами и парубками, которые случались в белых хатках и на улицах малороссийских селений.

В Петербурге совершился решительный поворот в его судьбе. Здесь он приобрел славу, познакомился с А.С. Пушкиным, получил от него высокую оценку «Вечеров...», сюжеты для «Мертвых душ» и «Ревизора», началась его дружба с В.А. Жуковским, Н.А. Плетневым, В.Г. Белинским, М.А. Максимовичем.

Все его произведения впервые публиковались в Петербурге. Его пьесы ставились на петербургской сцене. Петербург стал местом действия многих произведений, а в некоторых и героем. Петербург единственный получил развернутую характеристику из отечественных городов («Петербургские записки 1836 г.»). Большая часть произведений Гоголя создана в Петербурге. Здесь он создал галерею образов, в том числе таких диковинных, как сошедший с ума чиновник Поприщин и покинувший лицо майора Ковалева Нос. Персонажи его произведений живут уже второе столетие в северной столице.

Гоголь, используя свои петербургские наблюдения, вошел в число зачинателей нового для отечественной литературы направления — физиологии города.

Вышедший в свет в 1845 г. под редакцией Н.А. Некрасова сборник «Физиология Петербурга» не включает произведений Гоголя. Однако влияние Гоголя на авторов очерков, помещенных в сборнике, очевидно и признано. Во «Вступлении» В.Г. Белинский писал: «Нравственная физиономия Петербурга воспроизведена со всей художественной полностью и глубокостью во многих сочинениях Гоголя». Еще раньше критик называет конкретные произведения Гоголя: «Хотите ли... изучать Петербург? — Читайте его (Гоголя. — Г.Л.) “Невский проспект”, “Записки сумасшедшего”, “Нос”, “Женитьбу”, “Утро делового человека”, “Отрывок” и, наконец, “Театральный разъезд”. Вы найдете тут все лица, которых Бог не создавал нигде за чертою Петербурга!»

Белинский подчеркивает существенную черту очерков сборника, отличающих их от предшествующих произведений, посвященных Петербургу: последние были посвящены описанию, в очерках сделан акцент на характеристике. Этот вывод полностью относится к творчеству Гоголя.

В Петербурге и на примере Петербурга Гоголь отрабатывал развиваемый им метод характеристики города через людей, что в дальнейшем было широко использовано в русской литературе.

Сравнительная характеристика Петербурга и Москвы

Памятник Гоголю работы Томского в начале Гоголевского бульвара в Москве

Надпись на постаменте: «Художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза»

Сравнение начинается с «Петербургских записок 1836 года». На эту тему писали и современники Гоголя, в том числе А. Пушкин, В. Белинский, А. Герцен, а в последующем А. Белый, Ю. Тынянов, В. Шкловский, В. Солоухин. Гоголь воспользовался методом персонификации города. Каждая из столиц — личность. Гоголь говорит о них, как о людях с их внешностью, привычками, характером, поведением.

Сравнительная характеристика проводится по многим линиям. «Москва женского рода. Петербург — мужского. В Москве все — невесты, в Петербурге все — женихи. Петербург наблюдает большое приличие в своей одежде, не любит пестрых цветов и никаких резких и дерзких отступлений от моды; зато Москва требует, если уж пошло на моду, то чтобы во всей форме была мода: если талия длинна, то она пускает ее еще длиннее; если отвороты фрака велики, то у нее — как сарайные двери. Петербург — аккуратный человек, совершенный немец, на все глядит с расчетом, и прежде, нежели задумает дать вечеринку, посмотрит в карман; Москва — русский дворянин, и если уж веселится, то веселится до упаду и не заботится о том, что уже хватает более того, сколько находится в кармане; она не любит середины». И так во всем. «В Москве литераторы проживаются, в Петербурге наживаются... Москва — большой гостиный двор; Петербург — светлый магазин... Петербург любит подтрунивать над Москвою, ее аляповатостию, неловкостию и безвкусием; Москва кольнет Петербург тем, что он человек продажный и не умеет говорить по-русски». И вывод: «Москва нужна для России; для Петербурга нужна Россия».

В «Невском проспекте» Гоголь, изображая главную улицу, находит способ углубленной характеристики Петербурга. Всё и всегда на Невском проспекте в движении. Это подчеркивает и динамическую сущность города, внимание писателя к процессам, выражающим динамику города.

Невский — зеркало Петербурга, его витрина, демонстрация его жизни, всех слоев его населения. Гоголь выявляет ритмы и циклы в жизни Невского и, следовательно, Петербурга.

Повесть начинается со сдобренного иронией восхваления главной улицы столицы — «всеобщей коммуникации Петербурга»: «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет всё... кому же он неприятен? Едва только взойдешь на Невский проспект, как уже пахнет одним гуляньем». Автор восклицает: «Всемогущий Невский проспект!», а затем замечательно рисует сменяющиеся на проспекте ситуации, быстро совершающиеся в течение одного дня «фантасмагории». В утреннее время проспект еще пустынен. В двенадцать часов Невский делается «педагогическим» благодаря гувернанткам с их питомцами. Затем — от двух до трех часов пополудни — «главная выставка всех лучших произведений человека». На Невский выходит цвет общества, демонстрирующий модные одежды, прически. Люди себя показывают и на других смотрят. С трех часов проспект наполнен чиновниками. С четырех — пуст, а с наступлением сумерек начинает оживать и шевелиться, «настает то таинственное время, когда лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет».

Гоголь не может не сказать: «Тут вы встретите тысячу непостижимых характеров и явлений. Создатель! какие странные характеры встречаются на Невском проспекте!» Ф.М. Достоевский, испытывая сходные чувства, пишет о том, что об одних встречах на Невском проспекте можно написать целый роман.

Гоголь в 1836 г. пишет, указывая на преимущества Петербурга, как очень удобного места для творческой деятельности: «В Петербурге все можно сделать, все под рукою: не нравится служба — перемени и бери другую. Притом как бы ни было, ближе к людям, ближе к миру литературному и крещеному. В провинции этого нельзя сделать... Я уже не говорю о многих других удобствах и о том, что жаль оставить Петербург. И для меня Петербург остается чем-то очень приятным». Гоголь умом Петербург оценил, но душой к нему не прикипел.

Рим

Памятник Гоголю в Риме работы Церетели

Мемориальная доска на доме в Риме, в котором жил и писал «Мертвые души» Гоголь

Восторг Гоголя при одном только воспоминании о Риме или при описании Вечного города безграничен. Ни один другой город не удостаивался такого восхищения. «Рим больше, чем счастье и радость», — пишет он С.П. Шевыреву из Вены в 1839 г.

В письме П.А. Плетневу: «Как близко там к небу. Боже, Боже! Боже! О мой Рим. Прекрасный мой, чудесный Рим. Несчастлив тот, кто на два месяца расстался с тобой, и счастлив тот, для которого эти два месяца прошли и он на возвратном пути к тебе. Клянусь, как ни чудесно ехать в Рим, но возвращаться в тысячу раз прекраснее».

Вид Рима, панорама великого города, которой заканчивается повесть «Рим», — предельное выражение чувств. Этот вид, который заставляет забыть «все, что ни есть на свете». Во всей полноте и красе его описать невозможно: «Ни словом, ни кистью нельзя было передать чудного согласия и сочетания всех планов этой картины». Но автор все же это делает: «Вся светлая груда домов, церквей, куполов, остроконечий сильно освещена была блеском понизившегося солнца. Группами и поодиночке один из-за другого выходили домы, крыши, статуи, воздушные террасы и галереи; там пестрела и разыгрывалась масса тонкими верхушками колоколен и куполов с узорною капризностью фонарей; там выходил целиком темный дворец; там плоский купол Пантеона; там убранная верхушка Антониновской колонны с капителью и статуей апостола Павла; еще правее возносили верхи капитолийские здания с конями, статуями; еще правее, над блещущей толпой домов и крыш величественно и строго поднималась темная ширина колизейской громады; там опять играющая толпа стен, террас и куполов, накрытая ослепительным блеском солнца. Боже, какой вид!»

Это описание Рима может быть поставлено в один ряд с лирическими отступлениями, которыми Гоголь выделяет, как звучными аккордами, наиболее значимые места своих произведений.

Ни в одном городе Гоголь не чувствовал себя так комфортно, здесь ему хорошо работалось. Гоголь полон благодарности Риму за ту радость, которую город доставил ему. От Гоголя, полагает К. Паустовский, пошло и выражение «чувство Рима», говорящее и о могучей силе воздействия Рима, и о способности такое чувство испытывать. Гоголь, наделенный талантом восприятия и воображения, испытал его в полной мере.

Надпись на постаменте памятника Гоголю в Санкт-Петербурге

***

Мысли Гоголя о географии, географические проявления в его наследии поразительно современны. Каким образом у Гоголя в ранние его годы возникло глубокое понимание географии и сложилось географическое мышление (а это несомненно!) — одна из тайн загадочного Гоголя.

То, что географы могут почерпнуть из наследия великого писателя, может быть применимо в нашей науке, в преподавании географии и сейчас.

Вышедшая в 2007 г. энциклопедия о Гоголе открывается вводной статьей «Николай Васильевич Гоголь — писатель ХХI века». Как удачно сказано! А главное — верно.

TopList