Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №9/2010
Задачи, тесты, олимпиады, конкурсы

Конкурс «Географическое пополнение»

Летнее полевое задание «Свидетельские показания экологическому арбитражу»

В конкурсе могут принять участие коллективы учащихся (класс, кружок, вузовская группа, группа друзей и т.п.) или отдельные уче­ники и студенты. Участникам, как коллективным, так и индивидуальным, требуется иметь тренера — учителя географии, методиста, вузов­ского преподавателя или иного квалифицированного наставника. Тренер берет на себя твердое моральное обязательство направлять работу команды или индивидуального участника, но ни при каких условиях не подсказывать и тем более не делать работу за подопечных.
Конкурс строится как бесконечная вереница туров. Задания публикуются раз в один-два месяца. За каждое правильно выполненное задание (или элемент задания) участник (индивидуальный или коллективный) получает очки, которые никогда не сгорают. Очки накапливаются тур за туром.
Рейтинговая таблица печатается в газете «География». Участник, набравший в сумме 9 баллов, объявляется лауреатом конкурса и получает почетный диплом. Почетный диплом высылается также тренеру лауреата.
Жюри проверяет все работы. Дипломы лауреатов участникам и тренерам будут высылаться только по получении редакцией подписных квитанций на газету «География» (на текущий квартал или полугодие).

Человек видоизменяет окружающую природу — это известно всем. Но так ли велики и необратимы эти изменения? Кто больше прав: экологи-алармисты, что пророчат человечеству гибель в результате деградации природной среды уже в ближайшие десятилетия, или аналитические службы крупнейших промышленных компаний, которые считают опасность экологической катастрофы сильно преувеличенной? В этой борьбе точек зрения важно иметь собственное мнение, соб­ственный взгляд.
В любом уголке нашей страны можно наблюдать антропогенные изменения окружающей среды: разработка полезных ископаемых, строительство инженерных сооружений, вырубка лесов, распашка земель, загрязнение природы бытовыми отходами и выбросами промышленных предприятий и транспорта. (Антропогенное вмешательство, заметим, отнюдь не всегда вредно: лесовосстановительные работы, рекультивацию земель, природоохранные мероприятия ведь тоже проводит человек.)
Задача летнего тура состоит в выявлении одного, достаточно красноречивого, примера антропогенного изменения природной среды и его анализе. Исследования лучше проводить в местах, где вы постоянно живете, но можно и там, где отдыхаете летом.
Оформите ваш ответ в форме свидетельских показаний экологическому арбитражу, который будет принимать решение по исследованной вами местности. (Показания совсем не обязательно должны быть обличающими, направленными против природопользователей; рачительные хозяева могут деликатно относиться к природе.)
Где вы наблюдали антропогенное изменение природы,
в чем оно проявляется,
в чем ущерб от него или же, наоборот, в чем его польза,
чем вызвано,
разовое ли это изменение или постоянно воспроизводимое,
можно ли было обойтись без этого вмешательства в природную среду (если нет, то почему; если да, то как),
какова ваша оценка этого изменения,
какие последствия этого изменения уже наблюдаются и какие оно может иметь в перспективе,
каково отношение к нему местного населения?
Это лишь примерный вопросник арбитра вам — свидетелю.
Для фиксации фактов по возможности используйте фотографию и глазомерную съемку местности, беседуйте с людьми, так или иначе связанными с объектом вашего исследования (просто со здешними жителями и со специалистами).
Глубже и точнее оценить антропогенное изменение природы можно при неоднократном наблюдении — в развитии. Так что лучше, чтобы у вас была серия наблюдений за разные периоды; если это невозможно, используйте «показания» старожилов.
Опирайтесь только на собственные наблюдения и опросы. Взятые из литературы и Интернета и переписанные сведения о заморских и российских экологических катастрофах жюри рассматривать не будет, если, конечно, они не имеют прямого отношения к вашим личным наблюдениям.
Ваши показания постарайтесь уместить на одну-две страницы формата А4. Фотографии и картосхемы можно прилагать сверх установленного объема.

Укажите сведения об участнике (участниках) конкурса и тренере в следующей табличной форме:

Участник(и) конкурса (фамилия, имя каждого /и если есть, название команды/):

Класс и школа:

Фамилия, имя и отчество тренера:

Почтовый адрес тренера (с индексом):

Вышлите ваш ответ на задание конкурса по почтовому адресу: Газета «ГЕОГРАФИЯ», ул. Киевская, 24, Москва, 121165. Помета на конверте: «ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОПОЛНЕНИЕ». Если вам удобнее переслать ваше мини-исследование в виде файла, воспользуйтесь электронным адресом geo@1september.ru. В графе «Тема» укажите: POPOLNENIE (большими буквами). Если вы отправляете конкурсный материал по электронной почте, отправляйте ответ каждого участника (команды) отдельным сообщением. Не вкладывайте в одно письмо ответы сразу нескольких участников: ответы сверх одного могут быть не замечены при проверке. Ответы должны быть высланы на конкурс «Географическое пополнение» не позднее 20 сентября 2010 г.