Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №11/2010
Географическое образование

География чая

К картодиаграмме сбора чайного листа по странам мира

Чай — одна из главных тонизирующих культур. Считается, что первые чайные плантации появились в IV в. в Китае. В Японии и Корее чай стали выращивать под китайским влиянием с IX в. А до таких извест­ных современных чаепроизводителей, как Индия и Шри-Ланка, культура чая добралась только в середине XIX в.

Как хорошо видно на картодиаграмме, основные производители чая расположены в пределах влажных областей тропического и субтропического климатических поясов. Для произрастания чайного куста необходим теплый климат с достаточным количеством влаги, не застаивающейся, однако, у корней. Именно поэтому так рельефно на чайной карте выглядят муссонные Южная и Восточная Азия. Пассаты позволяют выращивать чай в Восточной Африке, а западный перенос увлажняет наветренные склоны нагорий Малой Азии, Закавказья и Ирана. Второй фактор размещения чайной культуры — горный рельеф. Чайный куст растет на горных склонах, порой значительной крутизны. Нередко плантации располагаются на издавна созданных человеком горных террасах. В Южной Азии чай возделывается на южных склонах предгорий Гималаев (особенно славятся плантации в штатах Ассам и Западная Бенгалия, где находится знаменитый Дарджилинг), Западных Гатах (известный район Нилгири на границе Тамилнада, Кералы и Карнатаки), горах Шри-Ланки. В Африке — на внутренних  плоскогорьях Кении, Уганды, Малави, Танзании. В Восточной Азии — в горах Китая и Японии. В Китае, Южной Азии и Африке, где собирается основная доля чая, возможно получать до четырех сборов в год. Но наиболее ценятся чайные листья первых двух сборов.

Получение чая из чайного листа — процесс длительный и сложный. Он включает вяление, неоднократное скручивание вручную или на специальных устройствах-роллерах, ферментативное окисление (более окисленный чайный лист становится черным чаем, неокисленный или слабоокисленный — зеленым), сушку при высокой температуре, резку, сортировку по размерам чаинок, упаковку. Соотношение массы готового черного чая и сырого чайного листа — примерно 1 : 4, то есть для изготовления 1 кг чая требуется собрать 4 кг листьев. Норма ежедневной выработки для сборщиков обычно составляет 30—35 кг листа в день, при том, что необходимо соблюдать стандарты качества и брать с кустов только нужные листья. Работа сборщиков тяжела: им нужно целый день трудиться под палящим солнцем на крутых горных склонах, таская на себе корзину с собранными листьями. Высокосортные чаи культивируются на небольших плантациях площадью около 0,5 га. Промышленные плантации делают, как правило, довольно крупными для того, чтобы обеспечить непрерывность сбора и поднять производительность. Собранный на этих плантациях лист идет на чай массового производства.

Необходимость ручного сбора ограничивает возможности культивирования чая: оно рентабельно только в регионах с достаточно высокой природной продуктивностью и достаточно низкой стоимостью ручного труда сборщиков. Именно поэтому культура чая получила наибольшее развитие не просто в горных тропических странах, а в тех, где высока плотность сельского населения (см. картодиаграмму численности сельского и городского населения в № 10/2010). Попытки механизировать сбор и сортировку чайного листа предпринимались неоднократно (в СССР еще в 1958 г. был создан механизированный чаеуборочный агрегат), однако собранный машиной лист имеет невысокое качество, главным образом из-за большого количества посторонних включений (побеги, засохшие листья, мусор и т.д.), так что он используется либо для производства низкосортного чая, либо как сырье для фармацевтической промышленности. В Японии и Китае как источник масла используют семена чая. Очищенное масло употребляют в пищу, неочищенное идет на технические нужды.

Более четверти мирового производства чайного листа приходится на Китай. Он производит зеленый и черный чай, это единственная страна, производящая белые и желтые чаи. Все китайские чаи — листовые, резка листа не применяется. Производится  целый спектр ароматизированных сортов чая.

Основная масса индийского чая относится к черным разновидностям. Большинство индийских чаев выпускаются резаными или гранулированными. Широко применяется купажирование чая — торговый сорт представляет собой смесь из 10—20 чаев разной сортности. Собственное потребление чая в Индии, в отличие от Китая, невелико, производство ориентировано на экспорт. Индийский чай особенно популярен в Велико-британии и странах Содружества.

На Шри-Ланке производится черный и зеленый чай, называемый чаще всего цейлонским по прежнему названию острова. Культивируется только ассамская разновидность чайного растения. Наилучшее качество имеет, как считается, чай с высокогорных плантаций южной части острова (с высот более 2000 м над уровнем моря).

Япония производит исключительно зеленый чай из китайской разновидности чайного куста. Основная часть производимого чая потребляется внутри страны, несколько известных сортов экспортируются в Европу и США.
Основные производители чая в Юго-Восточной Азии — Вьетнам и Индонезия. Производятся как черные, так и зеленые чаи, культивируются китайская, ассамская и камбоджийская разновидности.

Африканские производители чая — как правило, бывшие анг­лийские колонии, где культура была введена в XIX в. В Африке выпускаются только черные резаные чаи среднего и низкого качества, имеющие резкий вкус. Европейский потребитель встречается с ними, главным образом, в составе купажированных чаев (кенийский чай смешивается, например, с индийским и/или цейлонским).

В Турции производят резаный черный чай, большей частью среднего или низкого качества, требующий для приготовления напитка не заваривания, а кипячения. В России он  известен, главным образом, по непродолжительному периоду массовых закупок на рубеже 80-х и 90-х годов.

В Америке культура чая не получила широкого распространения. Сборы невысоки, качество низкое. Лидером региона выступает Аргентина, но средняя стоимость здешнего чая составляет всего 738 долл. за тонну.

Самый дорогой чай, согласно статистике ФАО, производится в развитых европейских странах. Но климат Европы не позволяет культивировать чайное растение; страны этого региона являются реэкспортерами чая, как правило, кений­ского, индийского и цейлонского. На чаеразвесочных фабриках Великобритании и Франции, Германии и Бельгии проводится купаж сортов чая, добавление разнообразных ароматических веществ и растений (жасмин, бергамот и др.). Полученный чай стоит дороже необработанного сырьевого, его средняя стоимость достигает нескольких тысяч долларов за тонну: британского — 12 133, французского — 16 958, бельгийского — 8 611, германского — 7 190 (данные ФАО за 2007 г.). Получается продукт «высоких» чайных технологий, требующий наценки за «бренд». Чуть дешевле готовые к употреблению чаи из таких нетрадиционных для чаеводства стран, как США (5 767 долл. за тонну), ОАЭ (5 330) и России (5 845 долл.за тонну). В последней это «Майский чай», «Беседа» (принадлежит англо-голландскому концерну «Юнилевер»*) и многие другие торговые марки, вырабатываемые, как правило, из чайного листа южноазиатского происхождения.

Самый северный ареал промышленно выращиваемого чая в мире — российский Краснодарский край. На плантациях в пределах городской территории Сочи собирают не более 1 тыс. т чая в год. В советский период предпринимались попытки культивирования чая еще севернее: в 1949 г. чайные плантации были заложены в Закарпатье. В конце 50-х — начале 60-х годов производство чая там осуществлялось в промышленных масштабах, но впоследствии было признано неперспективным и прекращено. Главной «чайной» республикой в СССР была Грузия. Выращиваемый здесь чай реализовывался на громадном рынке ₁⁄₆ части суши. Чайные плантации были заложены в горах Черноморского побережья в конце XIX в. русскими промышленниками. Среди самих грузин чайный напиток непопулярен, поэтому после распада СССР сборы чая в стране резко сократились.

* Этому же концерну принадлежат права на известные торговые марки «Брук Бонд» и «Липтон».