Я иду на урок |
Словесно-наглядный метод
Н.М. Титова,
учитель географии сш № 31
Село Экономическое, Краснодарский край
На уроке «Времена года на Русской равнине» я использовала словесно-наглядный метод обучения, а именно: организовала урок так, чтобы показать все особенности времен года в разных районах Русской равнины, демонстрируя репродукции картин художников.
На этапе подготовки к восприятию я продемонстрировала видеосюжет о русской зиме в северной части равнины (составила его из записей телепередач о природе) для сравнения с нашей южной зимой.
Затем, на этапе усвоения нового материала, я продемонстрировала подготовленную заранее подборку картин, вырезок из журнала.
На картинах была представлена природа различных частей равнины. Использовались репродукции картин художников Васильева, Левитана, Венецианова и других (подборка может быть разная — из имеющегося у учителя материала).
Учащиеся четко смогли проследить, где более снежная, долгая зима или ранняя, теплая весна, или сырое, прохладное лето, по сравнению с другими районами равнины.
А климатическая карта атласа помогала ответить на вопросы «что?» (температура, осадки) и «почему»? (какие воздушные массы приходят, формируя климат...) и т. п. (частично-поисковый метод обучения.)
Урок получился очень интересным и живым. Кстати, тема «Климат Русской равнины» в учебнике И.И. Бариновой изложена очень кратко. С учетом того, что ребята знакомились с особенностями климата России ранее, в разделе I («Особенности природы и природные ресурсы»), на данном уроке шло закрепление изученного материала, мы старались выделить особенности каждого времени года, используя и образ природы на картинах, и атласы, и имеющийся багаж знаний.
Такое многообразие природы, как на Русской равнине, едва ли можно встретить где-то еще в России, а словесно-иллюстративный метод обучения помог раскрыть это многообразие во всей его красе.